Журнал "Вопросы психического здоровья
детей и подростков"

   

полная версия в pdf-формате  Выпуск 2014 (14), № 1. Содержание номера

ПСИХИАТРИЯ, ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОТЕРАПИЯ, СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И СМЕЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

Ю.А. Фесенко*, Л.П. Чурилов**, Ю.И. Строев**

СТРЕСС И ЕГО РОЛЬ В ПАТОФИЗИОЛОГИИ НЕВРОЗОВ

СПб ГКУЗ «ЦВЛ «Детская психиатрия» имени С.С. Мнухина»*, Санкт-Петербургский государственный университет** (Санкт-Петербург).

Резюме. В статье рассмотрено влияние стресса на поведение и поведенческие нарушения при болезнях первично нарушенной адаптации. Кратко описаны эндокринные механизмы психоневрологических расстройств, связанных со стрессом как системным нейроэндокринным процессом. Развивается оригинальная концепция неврозов как преднозологических дистресс-обусловленных паттернов поведения. Впервые приводится авторский взгляд на развитие неврозов, основанный на принципах стрессологии.

Ключевые слова: стресс, высокая адаптивность, общий адаптационный синдром, соматоформные вегетативные расстройства, неврозы.

Yu.A. Fesenko*, L.P. Churilov**, Yu.I. Stroev**

STRESS AND HIS ROLE IN PATHOPHYSIOLOGY OF NEUROSIS

Center of Reconstructive Treatment “Child Psychiatry” named after S.S. Mnukhin*, Saint-Petersburg State University** (Saint-Petersburg).

Summary. The article is dedicated to the influence of stress on behavior and behavioral disorders in the diseases of primarily insufficient adaptation. The endocrine mechanisms of psycho-neurological disorders, related to stress as systemic neuroendocrine process are briefly reviewed. The original concept of neuroses as prenosological distress-conditioned patterns of behavior is coined. For the first time author’s view on neuroses is introduced, based on the principles of stressology.

Keywords: stress, general adaptation syndrome, high adaptability, somatoform autonomic disorders, neuroses.



Е.В. Свистунова, О.Б. Лизунков

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О БУДУЩЕМ ПОДРОСТКОВ ИЗ СОЦИАЛЬНО ДИЗАДАПТИРОВАННЫХ СЕМЕЙ

Московский городской педагогический университет: Институт психологии, социологии и социальных отношений (Москва).

Резюме. В статье рассматривается образ будущего, который создают себе подростки, воспитывающиеся в семьях с разным социальным статусом. Дается представление об особенностях восприятия целостного образа будущего подростков из социально дизадаптированных семей. Демонстрируется возможность использования методики «Незаконченные предложения» и теста Конструктивный рисунок человека из геометрических форм для измерения качества той или иной сферы жизненного плана подростков.

Ключевые слова: представление о будущем, подростки из социально - дизадаптированных семей, жизненный план.

E.V. Svistunova, O.B. Lizunkov

IMAGE OF FUTURE BY TEENAGERS FROM SOCIALLY MALADJUSTED FAMILIES
Moscow City Pedagogical University; Institute of Psychology, Sociology and Social Relations (Moscow).

Summary. The article tells how teenagers from the families of different social status imagine their future. It shows specifics of complete future image of. It demonstrates the possibility to use the "unfinished sentences" technique and “constructive drawing of a person of geometric shapes” technique to measure qualities of teenagers life plans parts.

Keywords: to imagine future, teenagers from socially maladjusted families, life plan.



Т.В. Докукина, Н.К. Григорьева, Т.Н. Алыко, Н.А. Сергеева

ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ДЕТСКОГО АУТИЗМА
Республиканский научно-практический центр психического здоровья, Белорусский государственный медицинский университет (Минск).

Резюме. Авторы пытаются проследить историю становления и развития понятия аутизма; представлены взгляды З. Фрейда, Е. Блейлера, Ж. Пиаже и др. В публикации аутизм рассматривается как самостоятельное заболевание, требующее достойного внимания со стороны психиатров и других специалистов.

Ключевые слова: аутизм, аутистическое мышление, психоанализ.

T.V. Dokukina, N.K. Grigopieva, T.N. Alyko, N.A. Sergeeva

HYSTORIC ASPECT OF PSYCHOLOGICAL PROBLEMS OF CHILD AUTISM

Republican Research-Practical Center of Mental Health, Belarusian State Medical University (Minsk)

Аbstract. Authors try to track history of formation and development of concept of autism; views are presented: Z. Freud, E. Bleuler, G. Piage and others. In publication autism is considered as an independent disease which demands noteworthy attention of psychiatrists and other experts.

Keywords: autism, autistic mind, psychoanalysis.



В.С. Собкин, К.Н. Скобельцина

СОЦИОЛОГИЯ ДЕТСКОЙ ИГРЫ
ФГНУ «Институт социологии образования» РАО (Москва).

Резюме. В статье приведены результаты социологического опроса родителей детей дошкольного возраста об особенностях детской игры с точки зрения их родителей. Анализируется включенность родителей в игру детей, их активность как организаторов сюжетно-ролевой игры, а также их представления о предпочтениях детей относительно любимых игрушек. Анализ проводится относительно влияния таких социально-демографических факторов, как пол и возраст детей.

Ключевые слова: социология дошкольного детства, игровая деятельность, игрушка, включенность взрослого в совместную деятельность с ребенком.

Sobkin V.S., Skobeltsina K.N.

SOCIOLOGY OF CHILDREN'S PLAY

Institute for Sociology of Education RAE (Moscow).

Summary: The article presents the results of a poll of preschool children parents about the features of children's play from the point of view of their parents. The various issues related to the involvement of parents in the play of children, their activity as authors of the plots for role-playing games, as well as their perceptions about children 's favorite toys are analyzed in the research. The analysis is conducted on the impact of such socio-demographic factors as gender and age of children.

Keywords: sociology of preschool childhood, play activity, toys, adult involvement in joint activities with children.



ПРОФИЛАКТИКА, ТЕРАПИЯ, КОРРЕКЦИЯ, РЕАБИЛИТАЦИЯ, ОРГАНИЗАЦИЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ И ПОМОЩИ

Л. Эммануэль

ПРИМЕНЕНИЕ НАВЫКОВ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА МЛАДЕНЦАМИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДО ПЯТИ ЛЕТ

Тавистокская клиника (Лондон).

Резюме. Модель наблюдения за младенцами клиники Тависток широко признана в качестве необходимого фундамента клинической подготовки специалистов в области охраны психического здоровья взрослых, детей и младенцев. В статье показано, как можно объединить навыки наблюдения за младенцами, принципы психоаналитического мышления, а также основу теории привязанности и исследования в области развития ребенка с целью совершенствования психотерапевтического подхода в работе с семьями, имеющими младенцев и маленьких детей. В статье описана Тавистокская модель наблюдения за младенцами и проиллюстрирована клиническими примерами.

Ключевые слова: Тавистокская клиника, наблюдение за младенцами, модель, психодинамический подходя, теория привязанности, терапевтические вмешательства, родители, дети в возрасте до пяти лет.

Louise Emanuel

THE APPLICATION OF OBSERVATION SKILLS TO WORK WITH UNDER FIVES

The Tavistock clinic (London).

Summary. The Tavistock Clinic model of Infant Observation is widely recognized as an essential foundation for clinical training of adult, child and infant mental health professionals. This paper illustrates how developing skills in infant observation and an understanding of psychoanalytic thinking, attachment theory and child development research, combine to enhance professionals’ therapeutic approach to work with families, babies and young children. This approach is described in the paper and illustrated by clinical examples.

Keywords: Tavistock Clinic, model, Infant Observation, psychodynamic approach, attachment theory, therapeutic interventions, parents, children under five.



Е.О. Смирнова

ИГРА В СОВРЕМЕННОМ ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Московский городской психолого-педагогический университет, Центр игры и игрушки (Москва).

Резюме.Рассматриваются развивающее значение игры и причины ее редукции в дошкольном образовании. Подчеркивается, что игра как самостоятельная деятельность в настоящее время подменяется игровыми средствами обучения. Представлен сравнительный анализ игры как деятельности и как формы обучения. Среди преимуществ игры как деятельности выделяются самостоятельность, эмоциональная вовлеченность и спонтанность действий ребенка. Рассматриваются условия формирования и развития игровой деятельности в системе дошкольного образования: открытость образовательной программы, адекватная предметно-пространственная среда и игровая компетентность педагога. Приводятся комментарии к «Декларации о правах ребенка», связанные с правом на игру.

Ключевые слова: игра, развивающее значение игры, игровые формы обучения, условия формирования игры, открытость образовательной программы, адекватная предметно-пространственная среда, игровая компетентность педагога, право ребенка на игру.

E.O. Smirnova

THE PLAY IN MODERN PRESCOOL EDUCATION

Moscow City psychological-Pedagogical University, Center of Play and Toy (Moscow).

Summary. Considered developing value of play and the reasons for its reduction in preschool education. Emphasizes that the game as a separate activity currently being replaced gaming training aids . A comparative analysis of the game as an activity and as a form of learning. Among the advantages of the game stand out as an activity independence, spontaneity, emotional involvement and actions of the child . The conditions of formation and development of gaming activities in preschool education: openness of the educational program , adequate subject- spatial environment and play teacher competence . Provides comments to the "Declaration on the Rights of the Child", relating to the right of the game.

Keywords: game , developing value of games, learning games , the conditions of formation of the game, the openness of the educational program, adequate subject- spatial environment, play competence of the teacher, the child's right to play.



М.Ю. Городнова

СЕМЕЙНЫЙ КЛУБ КАК ФОРМА РЕАБИЛИТАЦИИ «НАРКОЗАВИСИМЫХ» СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ

ГБОУ ВПО «Северо-западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова» ( Санкт-Петербург).

Резюме. Семейный клуб представлен как форма работы с «наркозависимыми» семьями. Выделены предпосылки, обоснованы цели, задачи и принципы построения клуба. Дано описание участников, исследованы психосоциальные характеристики семей. Раскрыты направления работы клуба: неформальное общение (дискуссионный клуб), организация культурных мероприятий, психологическая помощь, информирование, материальная поддержка семей. Представлена динамика изменений в стиле семейного воспитания и семейного функционирования. Сделаны выводы о возможности использования работы семейного клуба в рамках долгосрочной программы реабилитации наркозависимых пациентов, имеющих детей.

Ключевые слова: реабилитация, семейный клуб, семьи наркозависимых, дети.

M. Gorodnova

FAMILY CLUB AS A REHABILITATION FORM OF «DRUG ADDICTS» FAMILIES WITH CHILDREN

North-Western State Medical University named after I.I. Mechnikov (Saint-Petersburg).

Summary. Family club is represented as a form of work with a «drug addicts» families. The background is highlighted, the club objectives, tasks and principles are validated. Description of the participants is given, psycho-social characteristics of the families are studied. The directions of the club activity are disclosed: informal communication (discussion club), organization of cultural events, psychological assistance, information sharing, financial support for the families. The dynamics of changes in the style of family education, and family functioning are presented. Conclusions about possibility to use the family club in the long-term rehabilitation programs of drug dependent patients with children are done.

Keywords: rehabilitation, family club, drug addict family, children.



КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ

Д.Ю. Шигашов

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И МИШЕНИ В ПСИХОТЕРАПИИ С ПОСТРАДАВШИМИ ОТ СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ

СПб ГКУЗ «ЦВЛ «Детская психиатрия» имени С.С. Мнухина» (Санкт-Петербург).



И.Н. Власенкова, Н.В. Зверева

ВЕРБАЛЬНЫЕ АССОЦИАЦИИ НА ОБОНЯТЕЛЬНОЙ ОСНОВЕ У ДЕТЕЙ 8-11 ЛЕТ В НОРМЕ И ПРИ ШИЗОФРЕНИИ

ГБОУ ВПО Московский городской психолого-педагогический университет, ФГБУ «Научный центр психического здоровья» РАМН» (Москва).

Резюме. Статья посвящена изложению экспериментального исследования особенностей ассоциативной вербальной деятельности на основе обонятельных стимулов у детей младшего школьного возраста в норме развития и при шизофрении. Обследованы 120 детей 8-11 лет, уравненных по интеллекту, 60 – здоровые, 60 – больные шизофренией. Для обеих выборок обонятельная модальность оказалась сложной для ассоциативной деятельности. Обнаружено своеобразие ассоциативной деятельности у больных детей по сравнению со здоровыми сверстниками: значимое снижение продуктивности, снижение времени работы над стимулами, снижение коэффициента стандартности, качественное различие ответов. Такие особенности ассоциативной деятельности связываются с наличием когнитивного дизонтогенеза при расстройствах шизофренического спектра у детей.

Ключевые слова: дети 8-11 лет, шизофрения, вербальные ассоциации на обонятельные стимулы, продуктивность, коэффициент стандартности.

I.N. Vlasenkova, N.V. Zvereva

VERBAL ASSOCIATIONS BASED ON OLFACTORY STIMULI AMONG CHILDREN 8-11 YEARS OLD NORM AND UNDER SCHIZOPHRENIA

Moscow City Psychological-Pedagogic University, Research Center of Mental Health, Russian Academy of Medical Sciences (Moscow).

Summary. Article is devoted to an experimental study of the peculiarities of verbal associations based on olfactory stimuli , in children of primary school age in normal development and in schizophrenia. The study included 120 children aged 8-11 years, the equation for Intellect, 60 - healthy, 60 - schizophrenics. For both samples, the olfactory modality was difficult for associative activities. It was found peculiarity of associative activity in schizophrenic children compared with healthy peers: a significant reduction in productivity, reduced time working on stimuli, reduction of coefficient to be standard, the qualitative difference between responses. Such features are of associative activities linked with the presence of cognitive dysontogenesis in children with schizophrenia spectrum disorders.

Keywords: children 8-11 years, schizophrenia, verbal associations to olfactory stimuli, coefficient of standard answers, productivity factor.



ОБЗОРЫ ЛИТЕРАТУРЫ, ЛЕКЦИИ, МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Ю.Б. Барыльник, Т.П. Грищенко, Строкова Е.В.

МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ШКОЛЬНОЙ ДИЗАДАПТАЦИИ. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА ПСИХОПРОФИЛАКТИКИ ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕШНОСТИ

ГБОУ ВПО «Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского», МУЗ «Детская городская поликлиника № 4» (Саратов).

Резюме. В статье приводится обзор литературных данных о состоянии психического здоровья детей и подростков в настоящее время. Рассматриваются наиболее распространенные нервно-психические нарушения и расстройства детского возраста, приводящие к нарушению адаптации в дошкольном учреждении и школе. Представлен обзор последних исследований относительно психопрофилактики школьной дизадаптации.

Ключевые слова: минимальные мозговые дисфункции, синдром гиперактивности с дефицитом внимания, задержка психического развития, психопрофилактика, школьная дизадаптация.

Barylnik Yu.B., Grischenko T.P., Strokova E.V.

FORMATION MECHANISMS OF SCHOOL MALADJUSTMENT. ACTUAL CONDITION THE PROBLEM OF A PSYCHOPROPHYLAXIS OF SCHOOL FAILURE

Saratov State Medical University named after V.I. Razumovsky, Municipal health care institution «City Children's Outpatient Department № 4» (Saratov).

Summary. This article contains the literature review focuses on a mental condition of children and adolescents. The most frequent neuropsychiatric disturbances and mental problems of childhood leading to adjustment disorder in preschool institution and school are considered. The review of the last researches concerning a psychoprophylaxis of a school maladjustment is submitted.

Keywords: minimal brain dysfunction, attention deficit hyperactivity disorder, mental retardation, psychoprophylaxis, school maladjustment.



С.В. Гречаный (1). А.Ю. Егоров(2, 3, 4)

РАССТРОЙСТВА ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ И ИХ ЛЕЧЕНИЕ (КРАТКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет (1), Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова (2), Санкт-Петербургский государственный университет (3), ФГБУН Институт эволюционной физиологии и биохимии им. И.М. Сеченова РАН (4) (Санкт-Петербург).

Резюме. В обзоре приводятся современные данные относительно распространенности, диагностических критериев расстройств поведения у детей и подростков и коморбидных состояний. Акцент сделан на описании современных доказательно эффективных методиках терапии.

Ключевые слова: расстройства поведения у детей и подростков, терапия расстройств поведения.

Grechanyi S.V. (1), Egorov A.Yu. (2, 3, 4)

CONDUCT DISORDERS IN CHILDREN AND ADOLESCENTS AND THEIR TREATMENT (BRIEF REVIEW)

St. Petersburg State Pediatric Medical University (1), Mechnikov Nord-West State Medical University 92), St. Petersburg State University (3), I.M. Sechenov Institute of Evolutionary Physiology and Biochemistry Russian Academy of Sciences (4) (St. Petersburg).

Summary: The review provides current data on the prevalence, diagnostic criteria of conduct disorder in children and adolescents and comorbid conditions. Emphasis is placed on the description of modern evidence-based effective therapy

Keywords: conduct disorders in children and adolescents, treatment of conduct disorder



А.Н. Булатников

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ КАК ПРОФИЛАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Российская медицинская академия последипломного образования (Москва).



О.П. Шмакова

ПАТОЛОГИЯ НЕЙРОРАЗВИТИЯ И ЭНДОГЕННЫЕ РАССТРОЙСТВА У ДЕТЕЙ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)

ФГБУ «Научный центр психического здоровья» РАМН (Москва).



Т.А. Емельянцева, С.А. Игумнов

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ У ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ: АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

Белорусский государственный медицинский университет (Минск).

Резюме. Статья представляет обзор научной литературы, посвященный проблеме выбора оптимальных нейропсихологических методов диагностики у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), которые позволят надежно оценить характер и степень тяжести когнитивного дефицита и планировать проведение тренинга когнитивных функций в соответствии с установленным уровнем нарушений.

Ключевые слова: дети, синдром дефицита внимания и гиперактивности, нейропсихологическая диагностика, когнитивный тренинг.

Yemeliantseva T.A., Igumnov S.A.

NEUROPSYCHOLOGICAL METHODS OF DIAGNOSTICS IN CHILDREN WITH ATTENTION-DEFICIT DISORDER WITH HYPERACTIVITY (ANALYTIC REVIEW)

Belarusian State Medical University (Minsk).

Summary. The article reports literature data dedicated to modern view of the neuropsychological diagnostic test for attention deficit hyperactivity disorder (ADHD) in children for the diagnostic use and the planning of management.

Keywords: children, attention deficit hyperactivity disorder, the neuropsychological diagnostic tests, planning of management, cognitive training.



В.И. Шебанова

МОДИФИЦИРОВАННЫЙ ВАРИАНТ АССОЦИАТИВНОГО ТЕСТА ИНВЕРСИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТРАЖЕНИЯ

Киевский национальный университет им. Тараса Шевченка (Киев)

Аннотация. Статья посвящена обоснованию теоретико-методологической базы модифицированного варианта ассоциативного теста инверсии эмоционального отражения, который предназначен для экспресс-диагностики расстройств пищевого поведения. Представлен ход проведения теста и стимульный материал.

Ключевые слова: модифицированный вариант теста инверсии эмоционального отражения, экспресс-диагностика, расстройства пищевого поведения.



МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ КОНСИЛИУМ
ОФИЦИАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ, РЕЦЕНЗИИ, ИНФОРМАЦИЯ

ОТЧЕТ О XII ЕЖЕГОДНОЙ НАУЧНОЙ КОНФЕРНЦИИ «МНУХИНСКИЕ ЧТЕНИЯ»



НЕКРОЛОГИ
ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ПЕЧАТНЫХ РАБОТ