Журнал "Вопросы психического здоровья
детей и подростков"

   

полная версия в pdf-формате  Выпуск 2015 (15), № 3-4. Содержание номера

ПСИХИАТРИЯ, ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОТЕРАПИЯ, СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И СМЕЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

Н.М. Иовчук

ОДАРЕННОСТЬ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ПСИХИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ: ДИНАМИКА И ПРОГНОЗ.
ЧАСТЬ I. ОСОБЕННОСТИ ДИНАМИКИ ОДАРЕННОСТИ У ДЕТЕЙ С МАЛОПРОГРЕДИЕНТНОЙ ДЕТСКОЙ ШИЗОФРЕНИЕЙ

Ассоциация детских психиатров и психологов, Московский городской психолого-педагогический университет (Москва).

Резюме. Рассматриваются динамика одаренности и возможности ее реализации при ранней детской малопрогредиентной шизофрении на основании проспективного наблюдения (от 8 до 18 лет) 35 больных, у которых заболевание дебютировало до 3-летнего возраста и отличалось относительной мягкостью течения. Уже в дошкольном возрасте возникали черты декомпенсации, обусловленные формальностью, ригидностью, чудаковатостью, психическим инфантилизмом и постоянным двигательным или речевым возбуждением. К пубертатному возрасту продуктивная симптоматика в основном редуцировалась, но еще более очевидными становились эмоциональная ущербность, безынициативность, ограничение ин-тересов и контактов, стереотипизация психической деятельности, в связи с чем признаки одаренности порой полностью нивелировались и больные оказывались в ситуации глубокой социальной дизадаптации, особенно при несогласованных действиях специалистов разного профиля.
Ключевые слова: ранняя детская малопрогредиентная шизофрения, опережающее развитие, динамика одаренности, постпроцессуальные изменения личности, социальная дизадаптация. когнитивный дефект, шизофрения детей и подростков.

N.M. Iovchuk

GIFTEDNESS IN CHILDREN AND ADOLESCENTS SUFFERING FROM MENTAL DISORDERS: DYNAMICS AND PROGNOSIS. PART 1. FEATURES OF DYNAMICS OF GIFTEDNESS IN CHILDREN SUFFERING FROM LATENT SCHISOPHRENIA

Summary. The dynamics of giftedness and opportunities to exercise during early childhood latent schizophrenia based prospective study (from 8 to 18 years), 35 patients in whom disease debuted to 3 years of age and have a relatively soft course. As early as preschool age there were features of decompensation due formality, rigidity, eccentric, mental infantilism and constant motor or verbal excitation. In adolescents productive symptoms generally has been reduced, but more evident became emotional handicap, lack of initiative, limitation of interests and contacts, stereotyping of mental activities, therefore the signs of giftedness sometimes completely leveled, and the patients themselves in the situation of deep social dysadaptation, especially in uncoordinated actions of multidisciplinary specialists.
Keywords: yearly latent schizophrenia, advanced development, the dynamics of giftedness, terminative personality changes, social dysadaptation.

Е.В. Корень, Т.А. Куприянова, Н.Е. Степунина

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ПРОВЕДЕНИЮ ГРУППОВЫХ ПСИХОСОЦИАЛЬНЫХ ВМЕШАТЕЛЬСТВ У ПОДРОСТКОВ С РАССТРОЙСТВАМИ ШИЗОФРЕНИЧЕСКОГО СПЕКТРА: ФОКУС НА ПРЕМОРБИДНОМ ФУНКЦИОНИРОВАНИИ

Московский научно-исследовательский институт психиатрии, филиал ФМИЦПН Минздрава России (Москва).

Резюме. В статье на выборке из 53 подростков с расстройствами шизофрени-ческого спектра на этапе становления ремиссии (меньше 65 баллов по PANSS) представлены результаты изучения влияния разного уровня преморбидного функ-ционирования (по DD-CGAS) на эффективность групповой психосоциальной терапии, оценивавшейся по динамике уровня социального функционирования (по CGAS и PedsQL.) через 3, 6 и 12 месяцев. Выявлены и описаны наиболее значи-мые различия в силе и особенностях проявления эффекта терапии (dc) между группами. Сделаны выводы об особенностях работы с каждой из групп пациентов в плане повышения эффективности психосоциальных вмешательств.
Ключевые слова: групповая психосоциальная терапия, подростки, расстройства шизофренического спектра, преморбидное функционирование, социальное функционирование.

Koren E.V., Kupriyanova T.A., Stepunina N.E.

DIFFERENTIAL APPROACH TO GROUP PSYCHOSOCIAL THERAPY WITH ADOLESCENTS SUFFERING FROM SCHIZOPHRENIC SPECTRUM DISORDERS: FOCUS ON PREMORBID FUNCTIONING

Moscow Research Institute of Psychiatry (Moscow).

Summary. Article examines impact of the level of premorbid functioning ( DD-CGAS) on longitudinal efficacy (dc) of group psychosocial therapy with adolescents suffering from schizophrenic spectrum disorders using evaluation of changes in psychosocial functioning (CGAS и PedsQL.) . Specific profile of psychosocial needs of ado-lescents with different level of premorbid functioning was identified that gives new pos-sibilities for differential approach to group psychosocial therapy with adolescents suffer-ing from schizophrenic spectrum disorders.
Keywords: group psychosocial therapy , adolescents, psychosocial functioning, premorbid functioning, schizophrenic spectrum disorders

С.В. Гречаный

ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА У ПОДРОСТКОВ КАК ОСНОВА УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ С ВРЕДНЫМИ ПОСЛЕДСТВИЯМИ

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

Резюме. Исследованы 293 подростка с диагнозом «Расстройства поведения» и сопутствующим употреблением опиоидов (89 чел.), летучих растворителей (95 чел.), алкоголя (57 чел.) и стимуляторов (52 чел.). Методы исследования. Для изучения расстройств поведения использовался адаптированный вариант методики «Низонжеровский опросник оценки поведения детей». Для изучения употребле-ния психоактивных веществ и его последствий использована методика «Euro-ADAD». Результаты исследования были подвергнуты факторному анализу. Были выделены 3 разновидности аддиктивного поведения: связанная с диссоциально-личностными поведенческими расстройствами, с гиперкинетическими (органическими) поведенческими расстройствами и личностно-невротическими расстройствами сенситивного круга.
Ключевые слова: расстройства поведения у подростков, употребление ПАВ у подростков

Grechanyi S. V.

CONDUCT DISORDERS IN ADOLESCENTS AS A BASIS FOR THE HARMFUL USE OF PSYCHOACTIVE SUBSTANCES

St. Petersburg State Pediatric Medical University

Summary. Studied 293 adolescents with a diagnosis of "conduct disorder" (СD) and the concomitant use of: opioids (89 pers.), volatile solvents (95 pers.), alcohol (57 pers.) and stimulants (52 pers.). Research methods. For the study of conduct disorder used «The Nisonger Child Behavior Rating Form». For the study of drug use and its consequences used «Euro-ADAD». Results of the study were subjected to factor analysis. It has been allocated 3 varieties of addictive behavior: related to personality (antisocial) conduct disorders, related to hyperkinetic (organic) conduct disorders behavior and the sensitive disorders.
Keywords: conduct disorder in adolescents, substance use in adolescents.

Е.В. Свистунова, Т.В. Луценко

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С НЕДОСТАТКАМИ ЗРЕНИЯ, НАХОДЯЩИХСЯ В РАЗНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет» (Москва).

Резюме. В статье отражены особенности изменения навыков социального поведения, составляющих социальную компетентность, дошкольников с недостатками зрения и дошкольников с нормативным зрением при переходе на инклюзивные формы обучения. Рассмотрены основы компетентностного подхода, понятий «компетентность» и «компетенция». В основу диагностического инструментария положен список социальных компетенций предложенный и апробированный в течение десяти лет в Центре практической психологии образования Московской области.
Ключевые слова: инклюзивные формы обучения, компетентность, компетенция навыки адаптации к образовательному учреждению, навыки общения со сверстниками, навыки обхождения с чувствами, навыки альтернативы агрессии, навыки преодоления стресса особенности психического развития, социальная компетентность, социальное поведение, слепые и слабовидящие дети.

Lutzenko T.V., Svistunova E.V.

ASPECTS OF SOCIAL COMPETENCE OF PRESCHOOL CHILDREN WITH EYE IMPERFECTIONS HAVING DIFFERENT EDUCATION

Moscow City Pedagogical University (Moscow).

Summary. The article deals with the aspects of social behavior changes that is so-cial competence of visually impaired and normally sighted preschool children when starting inclusive education. It describes basic principles of competency building ap-proach, terms “competence” and “total competence”. Diagnostic tools are based on list of social skills suggested and tested within ten years in the Educational Practical Phsycology Center of Moscow region.
Keywords: Inclusive education, competence, habilitation to educational institute, peer communicative skills, skills of understanding one’s feelings, alternative aggression skills, skills to overcome stress, children with special needs, social competence, social behavior, blind and visually impaired children.

Е.О. Смирнова, И.В. Хохлачёва

СПЕЦИФИКА РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ У МАТЕРЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТРУДНОСТЯМИ В ОБЩЕНИИ

Психологический институт РАО (Москва).

Резюме. В статье представлено исследование, направленное на изучение ро-дительского отношения к детям старшего дошкольного возраста с проблемными формами общения со сверстниками. Главным методом исследования был сравни-тельный анализ родительского отношения у матерей дошкольников двух групп: с трудностями в общении и без них. Использовался метод анализа родительского отношения, основанный на измерении личностного и предметного начала. Резуль-таты показали, что в группе детей с трудностями в общении в родительском отношении значительно сильнее выражено предметное начало, т.е. что матери относятся к ребенку как к предмету обучения и воспитания, в то время как в группе родителей общительных детей более представлено личностное начало в отношении к ребенку.
Ключевые слова: трудности в общении, родительское отношение, межличностные отношения, предметное и личностное начало, ценностные ориентации родителей, стиль воспитания.

E.O. Smirnova, I.V. Khokhlachiova

SPECIFICS OF PARENTAL ATTITUDES IN MOTHERS OF PRESCHOOL CHILDREN WITH COMMUNICATION DIFFICULTIES

Psychological Institute, Russian Academy of Education (Moscow).

Summary. The article presents a study aimed at the research of parental attitudes toward children preschool age with problematic forms of communication with their peers. The main method of study was a comparative analysis of parental attitudes of mothers of preschool children of two groups: with the difficulties in communicating, and without them. We used a method of analysis of the parental relationship based on the measurement of the personal and substantive start. The results showed that in the group of children with difficulties in communication in the parent relation is much more pronounced substantive beginning, i. e. that mothers belong to the child as a subject of study and education, while in the group of parents sociable children more represented personal beginning in with respect to the child.
Keywords: communication difficulties, parental relationship, interpersonal rela-tions, substantive and personal principle, value orientation parents, parenting style.

Т.А. Зенкина

ОБ ОТНОШЕНИИ МОСКОВСКОГО СТУДЕНЧЕСТВА К ЛИЦАМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Московский городской психолого-педагогический университет (Москва).

Резюме. В статье приведены результаты исследования отношения молодежи к лицам с ОВЗ. В исследовании приняли участие 107 человек – студенты различных ВУЗов и специальностей. В ходе исследования был выявлен средний уровень эмпатии и средний уровень толерантности во всех группах студентов. Исследование включало в себя изучение представлений о лицах с ОВЗ у современной моло-дежи. В результате исследования была прослежена взаимосвязь между уровнями эмпатии и толерантности, осведомленностью о лицах с ОВЗ и отношением к ним.
Ключевые слова: лица с ОВЗ, эмпатия, толерантность, отношение к лицам с ОВЗ, социальная толерантность.

T. Zenkina

THE ATTITUDE OF MOSCOW STUDENTS TOWARD PERSONS WITH DISABILITIES

Summary. This article presents the results of research on young people's attitudes to persons with disabilities. The research involved 107 people. There’re students from different Universities and specialties. The research identified average level of empathy and average level of tolerance in all groups of students. The research included a study of the views of persons with disabilities in the youth of today. The research found a correlation between levels of empathy and tolerance, awareness about persons with disabilities and relevant to them.
Keywords: persons with disabilities, empathy, tolerance, the attitude towards per-sons with disabilities, social tolerance.

В.С. Собкин, Е.А. Калашникова, А.А. Мкртычян

К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОРИЕНТАЦИЯХ ШКОЛЬНИКОВ

ФГБНУ «Институт управления образованием Российской академии об-разования» (Москва)

Резюме: В статье приводятся результаты исследования особенностей отно-шения подростков к профессиональной деятельности в связи с развитием Я-концепции. Анализируется связь представлений о профессиях в обыденном сознании школьников с теми или иными социальными стереотипами.
Ключевые слова: учащиеся, ценностные ориентации, предпочтения профессий, Я-концепция, семантический дифференциал, факторный анализ, кластерный анализ.

V. S. Sobkin, E.A. Kalashnikova, A.A. Mkrtychyan

TO THE QUESTION OF VOCATIONAL GUIDANCES OF SCHOOL STUDENTS

FGBNU Institute of management of formation, the Russian Academy of Education (Moscow).

Summary: Results of research of features of the relation of teenagers to profes-sional activity in connection with development of the Ya-concept are given in article. Communication of ideas of professions in ordinary consciousness of school students with these or those social stereotypes is analyzed.
Keywords: pupils, valuable orientations, preferences of professions, Ya-concept, semantic differential, factorial analysis, cluster analysis.

Н.А. Ильчевская

ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВАНИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В РУССКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX–НАЧАЛА XX ВЕКА

Московский государственный педагогический университет (Москва).

Резюме. Исследование ценностных оснований семейного воспитания в русской классической литературе ХIХ–начала ХХ века позволяет обогатить представление о стратегиях развития семейного воспитания, о целях и смыслах воспитания личности в семье, о взаимоотношениях семьи и государства в вопросах воспитания подрастающих поколений, о способах, методах, приемах, формах и средствах се-мейного воспитания в различные периоды развития российского общества.
Ключевые слова: семья, семейное воспитание, ценностные основания, мораль, национальные традиции, моральные императивы, духовно-нравственная направленность, народность, исконные традиции отечественной педагогики, здоровое правосознание, устойчивая система ценностей семьи.

N.A. Ilchevskaya

THE VALUABLE BASES OF FAMILY EDUCATION IN RUSSIAN CLASSICAL LITERATURE XIX – EARLY XX CENTURY

Moscow State Pedagogical University (Moscow).

Summary. Research value bases of family education in classical Russian literature of XIX - early XX century allows to enrich the understanding of the development strategies of family education, the purposes and meanings education of a person in the family, about the relationship between the family and the state in questions of education of the future generations, ways, methods, receptions, modes and tools of family education in different periods of development of Russian society.
Keywords: family, family education, value base, morality, national traditions, moral imperatives, spiritual and moral orientation, nationality, native traditions of national pedagogic, a healthy sense of justice, a stable system of family values.

АРХИВ ДЕТСКОЙ ПСИХИАТРИИ, ПСИХОЛОГИИ, СОЦИАЛЬНОЙ И КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ

В.М. Башина

ДИАГНОСТИКА АУТИСТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ В ХРОНОБИОЛОГИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ

В пособии приведен краткий анализ истории становления проблемы детского аутизма с середины XX до начала XXI столетия — его нозологии, клинической феноменологии, патогенеза. Впервые в хронобиологическом аспекте дано систе-матическое описание признаков семиотики детского врожденного (эволютивного) аутизма от его формирования у пациента с рождения до пубертата, по существу ни в нашей стране, ни за рубежом в таком ракурсе не представлявшееся.
Возрастающая потребность данного пособия не только для детских психиатров, но и педиатров, объясняется запоздалой диагностикой детского аутизма и отсюда длительным отсутствием введения нейротропной и иной терапии для этих групп больных, что приводит к тяжелому дизонтогенезу с признаками филогенеза.
Учебное пособие предназначено для детских психиатров, педиатров, медицинских психологов, дефектологов, логопедов.

ОСОБАЯ ТЕМА
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА В ШКОЛЕ

А.Л. Саватеева, О.В. Саватеева

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОДРОСТКОВ С ОВЗ И ДЕЛИНКВЕНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ В УСЛОВИЯХ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ

ГОУ Ярославской области Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 8, Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова (Ярославль).

Резюме. В статье рассматривается проблема социализации подростков с ОВЗ и криминальным поведением в условиях обучения в школе-интернате. Вопросы инклюзивного образования лиц с ОВЗ. Авторы знакомят с результатами собствен-ных исследований.
Ключевые слова: социализация, инклюзия, криминальное поведение.

Anna Savateeva, О.V. Savateeva

SOCIALIZATION ADOLESCENTS WITH HIA AND DELINQUENT BEHAVIOR IN THE LEARNING ENVIRONMENT OF A BOARDING SCHOOL

GOU Yaroslavl region of special (correctional) boarding school № 8, Yaroslavl State University. PG Demidov (Yaroslavl).

Summary: The article deals with the problem of socialization of adolescents-oligophrenics with criminal behavior in the school - a boarding school. Inclusive educa-tion of persons with HIA. The authors introduce the results of their own research.
Keywords: socialization, inclusion, criminal behavior

А.С. Антипов, В.Ф. Сухих, С.Г. Бронникова

СТАЖИРОВОЧНАЯ ПЛОЩАДКА КАК ИНФРАСТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ

ГБОУ Гимназия № 1573 (Москва).

Резюме. В статье представлен опыт реализации стажировочной площадки по профилактике аддиктивного поведения у обучающихся гимназии. Описание включает: поддержку общеобразовательных организаций и создаваемых инновационных сетей, реализующих профилактические проекты, включенные как в предметное содержание уроков, так и во внеклассную, нешкольную воспитательную работу. Приводятся веские аргументы в пользу того, что стажировочная инновационная площадка является инфраструктурой профессионального развития педагогов, занимающихся профилактикой аддикций.
Ключевые слова: стажировочная площадка, профессиональное развитие, профилактика аддикций.

Alexander S. Antipov, Valentine F. Suhih, Svetlana G. Bronnikova

INTERNSHIP FIELDS AS INFRASTRUCTURE PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHERS

Gymnasium N 1573 (Moscow).

Summary: The article describes the experience of implementing internship site for the prevention of addictive behavior of students' school. Description includes: support of educational organizations and create innovative networks implementing prevention projects included in the substantive content of the lessons and in extra-curricular, out-of-school educational work. It makes a strong case in favor of the internship is an innovative platform infrastructure for professional development of teachers involved in the prevention of addiction.
Keywords: playground internship, professional development, prevention of addictions.

ОБЗОРЫ ЛИТЕРАТУРЫ, ЛЕКЦИИ, МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Ю.С. Шевченко

ПОДРОСТКОВАЯ ИНИЦИАЦИЯ: ЭТОЛОГО-ПСИХИАТРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ (эссе)

Российская медицинская академия последипломного образования (Москва).

Резюме. С позиций социобиологии рассматриваются универсальные механизмы инициации, ее проявления в структуре девиантного поведения и психопатологии подростков и обосновываются этологически ориентированные подходы к их психологической коррекции и психотерапии.
Ключевые слова: инициация, этология, филогенез, онтогенез, психотерапия.

Yu.S. Shevchenko

TEENAGE INICIATION: ETHOLOGICAL-PSYCHIATRIC ASPECTS (essay)

Russian Medical Academy of Advanced Education (Moscow).

Summary. Initiation is regarded as process, ritual and result of transforming of teenager from child status to status of adult member of science. It has phylogenetic nature and is intending of availability of accordingly social conditions for its successful realization This conditions are in every traditional science. Frustration of innate requirements in initiation leads to deviation behavior or to psychic disorders. They reflect general moduls (components) of socio-biological program of initiation. Education and psychotherapy of teen-agers need to organization including of ethology screen play of initiation.
Keywords: initiation, ethology, phylogenesis, ontogenesis, psychotherapy.

В.В. Грачев

АТИПИЧНЫЕ ФОРМЫ РАССТРОЙСТВ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ В ДЕТСКОМ И ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ (обзор)

Российская медицинская академия последипломного образования (Москва).

Резюме. Последние годы отмечается значительный рост распространенности атипичных форм расстройств пищевого поведения (РПП), при этом их систематика далека от завершения, и в большинстве случаев эти формы рассматриваются как неуточненные, что затрудняет работу практических врачей и исследователей, так как такой диагноз несет мало информации о симптоматике, прогнозе заболе-вания и терапевтических подходах. Для исследований нового века характерна направленность на их более четкую дифференциацию, что привело к выделению из расстройств аноректического и булимического спектра ряда новых нозологических единиц, таких как очистительное расстройство, ограничительное-избегающее РПП, приступообразное переедание, синдром ночной еды. Значительный интерес представляют характерные для подростков атипичные/парциальные/подпороговые формы НА и НБ. Несмотря на их казалось бы «субклинический» характер для них характерны тенденция к длительному персистированию, значительные нарушения социального функционирования, высокий уровень коморбидных психических расстройств, которые сохраняются в периоде взрослости, нередко приходя на смену сглаживающимся собственно РПП. Клиническая картина и динамика подростковых атипичных НА и НБ позволяют предполагать, что в значительном числе случаев они наблюдаются в структуре психопатологического диатеза с тимопа-тическими и шизотипическими радикалами.
Ключевые слова: атипичные расстройства пищевого поведения, атипичная нервная анорексия, атипичная нервная булимия, психопатологический диатез.

V.V. Grachiov

ATYPICAL FORMS OF DISORDERS OF EATING BEHAVIOR IN CHILDREN AND ADOLESCENTS (REVIEW)

Russian Medical Academy of Advanced Education (Moscow).

Summary. Recent years have seen a significant increase in the prevalence of atypi-cal forms of disorders of eating behavior (DEB), and their systematization is far from complete, and in most cases, these forms are considered unspecified, which complicates the work of practitioners and researchers, as such a diagnosis brings little information on the symptoms, prognosis and therapeutic approaches. For studies of the new century is characterized by its focus on a clearer differentiation, which led to the release of anorectic and bulimic disorders of the spectrum of a number of new disease entities such as cleaning disorder, avoidant-restrictive DEB paroxysmal overeating, night eating syn-drome. Of considerable interest are characteristic for adolescents atypical/subliminal forms of DEB. Despite their seemingly «subclinical» level they have trend towards long-term persistence, significant impairments in social functioning, a high level of comorbid psychiatric disorders that persist in adulthood, often replaces the. The clinical picture and dynamics of teenage atypical NA and NB suggest that a significant number of cases, they are observed in the structure of psychopathological diathesis with thymopathic and schizotypal radicals.
Keywords: atypical disorders of eating behavior, atypical nervous anorexia, atypical nervous bulimia, psychopathological diathesis.

И.Е. Аверина

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАЗЛИЧНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ С ОПОРОЙ НА СРЕДОВОЙ ПОДХОД

Институт Гармоничного Развития и Адаптации - «ИГРА» (Москва).

Резюме. Материалы практической коррекционной развивающей работе автора с детьми раннего, дошкольного и младшего школьного возраста, имеющих различные нарушения в развитии и с нормальных детей представлены в статье. Работа выполнена в рамках экологического подхода на базе Института Гармоничного Развития и Адаптации с поддержкой работы автора в команде специалистов инклюзивного детского сада.
Ключевые слова: дети с нарушениями развития, коррекционная работа, экологический подход.

I.E. Averina

THE CORRECTIONAL DEVELOPING WORK WITH CHILDREN OF PRESCHOOL AND YOUNGER SCHOOL AGE WITH VARIOUS VIOLATIONS IN DEVELOPMENT WITH A SUPPORT ON ENVIRONMENTAL APPROACH.

The Institute of Harmonius Development and Adaptation – «IGRA» (Moscow).

Summary. Materials of the practical correctional developing work of the author with the children of early, preschool and younger school age having various violations in development and with neurotypical children are presented in article. The work is made within environmental approach on the basis of institute of harmonious develop-ment and adaptation and with a support for work of the author in team of specialists of inclusive kindergarten.
Keywords: children suffering from development’s violations, correctional work, environmental approach.

ОФИЦИАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ, ПРОЕКТЫ, ИНФОРМАЦИЯ


ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ПЕЧАТНЫХ РАБОТ