Журнал "Вопросы психического здоровья
детей и подростков"

   
  ENG  

полная версия в pdf-формате  Выпуск 2017 (17), № 1. Содержание номера

ПСИХИАТРИЯ, ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОТЕРАПИЯ, СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И СМЕЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

Н.М. Иовчук, А.А. Северный

РОЛЬ ЭКЗОГЕНИИ В МАНИФЕСТАЦИИ И ТЕЧЕНИИ ЦИРКУЛЯНОЙ ШИЗОФРЕНИИ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

ФГБНУ Научный центр психического здоровья, ГБОУ Московский государственный психолого-педагогический университет (Москва).

Резюме. По данным клинико-психопатологического проспективного исследования 162 случаев шизофрении, манифестировавшей в детском и подростковом возрасте депрессивным приступом, показана высокая значимость экзогенных факторов в провоцировании первого острого психотического эпизода и роль экзогенных факторов в последующем течении заболевания, протекающего преимущественно с аффективными моно- и биполярными приступами с формированием специфических дефицитарных личностных расстройств. Подчеркивается необходимость как можно более ранней адекватной диагностики для эффективной лечебно-коррекционной помощи больным.
Ключевые слова: детская шизофрения, экзогенные факторы, аффективный манифест.

Т.И. Иванова

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ДЕПРЕССИВНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Омский государственный медицинский университет (Омск).

Резюме. В статье рассмотренные особенности раннего развития ребенка имеющего депрессивные расстройства эндогенной, невротической, органической природы, а так же умственной отсталости. Представлены клинически дифференцированные варианты дизонтогенеза раннего развития ребенка на основании изучения базисных взаимосвязанных структурных компонентов: психического (психологического), психофизиологического и психосоциального функционирования. Описаны особенности социального развития ребенка, ориентированного по следующим направлениям: семейное окружение, детские дошкольные учреждения и школа.
Ключевые слова: дети, депрессивные расстройства, дизонтогенез, социальное развитие.

Д.Д. Макаренкова1,3, Н.В. Зверева2,3

СРАВНЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАБОТЫ В ЗРИТЕЛЬНОЙ И ТАКТИЛЬНОЙ МОДАЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С АУТИСТИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ РАЗНОГО ГЕНЕЗА

1ГБОУ СОШ № 1692, 2ФГБНУ Научный центр психического здоровья, 3ФГБОУ ВО Московский государственный психолого-педагогический университет (Москва).

Резюме. Представлены материалы экспериментально-психологического исследования тактильного и зрительного восприятия детей дошкольного возраста с искаженным типом дизонтогенеза (расстройства аутистического спектра). Анализировались сенсорный уровень и гностический уровень. Обследованы 84 ребенка от 4 до 8 лет, представлены 3 группы детей: норма развития 50 чел., варианты аутистических расстройств и аутизм процессуального генеза (F84), по 17 чел. Показана разная степень выраженности дефицитарности исследуемых параметров сенсорного и собственно социально-перцептивного уровня восприятия в сопоставляемых модальностях. Все дети с аутизмом были менее успешны в выполнения заданий по сравнению с контрольной группой.
Ключевые слова: дошкольный возраст, расстройства аутистического спектра, зрительное и тактильное восприятие.

О.А. Сагалакова, И.Я. Стоянова*, Д.В. Труевцев, Ю.А.Шухлова**

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АНТИВИТАЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ТРЕВОГИ У ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ В КОНТЕКСТЕ ПОЛОВЫХ РАЗЛИЧИЙ

Алтайский государственный университет (Барнаул), НИИ психического здоровья*, Национальный исследовательский автономный Томский государственный университет** (Томск).

Резюме. Исследовались психологические маркеры антивитальных переживаний и социальной тревоги у молодых людей подросткового и юношеского возраста с учетом половых различий. В режиме онлайн, опрошено 1163 юноши (n=736) и девушки (n=427) учебных заведений Алтайского края в возрасте 15-21 лет. Результаты свидетельствуют о том, что у учащихся обоего пола выраженная социальная тревога блокирует удовлетворение значимых социальных потребностей и является детерминантой антивитальных переживаний. Установлены достоверные различия переживания социальной тревоги в ситуациях оценивания у юношей и девушек.
Ключевые слова: антивитальное поведение, социальная тревога, половые различия, психологические факторы риска.

А.Е. Бобров1, Т.В. Уласень2, Н.В. Сулимова3, Э.Л. Нивеницын2

ПСИХИАТРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИРОТСТВА С ПОЗИЦИЙ БИОПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ

1МНИИ психиатрии - филиал ФГБУ "Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского" Минздрава России (Москва), 2Смоленский государственный медицинский университет, 3Смоленский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Феникс". Смоленск.

Резюме. В статье представлен анализ научных данных по проблеме междисциплинарного изучения последствий детского депривационного опыта, а также его влияния на аномалии психосоциальной адаптации, формирование нарушений личности и поведения. Приведены результаты обследования детей и подростков 11-18 лет, воспитывающихся в социозащитных учреждениях. Получены статистически достоверные различия по частоте встречаемости следующих травмирующих факторов между I и II группами: пренебрежение; алкоголизм и наркомания родителей; смерть одного из родителей; критерий "субъективного эмоционального дефицита".
Ключевые слова: депривация, сироты, социозащитное учреждение, насилие, психические нарушения.

Скворцова Е.С.

ФЕНОМЕН ЕЖЕДНЕВНОГО ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ КОМПЬЮТЕРНЫМИ ИГРАМИ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ (РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ, СТРУКТУРА, ПОСЛЕДСТВИЯ И ПРОБЛЕМЫ)

ФГБУ "Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения" Минздрава России (Москва).

Аннотация. Исследование посвящено изучению социально-гигиенической характеристики подростков, учащихся училищ начального профессионального образования, ежедневно занимающихся компьютерными играми 3 и более часов в день. Установлено, что только около трети таких подростков из-за продолжительных занятий электронными играми имеют ряд проблем: снижение успеваемости, пропуски занятий в ПУ, ссоры с родителями и т. д. Некоторые из этих подростков отмечают ухудшение памяти и внимания, и около 10% подростков имеют признаки чрезмерной увлеченности компьютерными играми с риском формирования зависимости от них.
Ключевые слова: подростки, компьютерные игры, распространенность "группа риска", проблемы.

Т. К. Ростовская, А.М. Егорычев

РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ ТРАДИЦИОННЫХ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Российский государственный социальный университет (Москва).

Резюме. Рассмотрены вопросы государственной семейной политики, касающиеся проблем поддержки молодой семьи. Представлен краткий анализ реализации государственной семейной политики в советский период, выявлены позитивные и негативные её моменты. Дана характеристика государственной социальной политики в отношении института семьи, традиционных семейных ценностей в переходный период России, начиная с 1991 г. Рассмотрены и прокомментированы основные положения принятой Концепции государственной политики в отношении молодой российской семьи. Предложен ряд мер по улучшению сложившейся ситуации в России, связанной с развитием института традиционной семьи.
Ключевые слова: государственная семейная политика, молодая семья, зарегистрированный брак, гражданский брак, традиционные семейные ценности, семейные отношения.
ПРОФИЛАКТИКА, ТЕРАПИЯ, КОРРЕКЦИЯ, РЕАБИЛИТАЦИЯ, ОРГАНИЗАЦИЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ И ПОМОЩИ

О.П. Шмакова, Н.А. Мазаева

КЛИНИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ ИСХОДЫ ОРГАНИЧЕСКИХ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ, ДИАГНОСТИРОВАННЫХ В ДЕТСКО-ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

ФГБНУ "Научный центр психического здоровья" (Москва).

Резюме. Проанализированы клинико-социальные исходы органических психических расстройств (ОПР), диагностированных психиатрами у детей в возрасте от 2 до 15 лет. Оценена эффективность помощи, оказанной до совершеннолетия. Прослежены 498 несовершеннолетних, зарегистрированных по поводу ОПР в ПНД № 21 г. Москвы. В 82% случаев ОПР компенсировались к моменту наступления совершеннолетия. ОПР, проявлявшиеся/сопровождавшиеся выраженным снижением интеллекта, безремиссионным течением пароксизмальных состояний, декомпенсированным психопатоподобным синдром, микстовые формы болезни становились причинами пожизненной инвалидизации. Показана высокая эффективность полипрофессиональной помощи.
Ключевые слова: органические психические расстройства, дети, подростки, полипрофессиональная помощь.

Е.В. Дьяченко, М.А. Уфимцева, Е.В. Москвина, Н.В. Самойленко, К.И. Николаева

ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ДЕТЕЙ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ В КОНТЕКСТЕ МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

ФГБОУ ВО "Уральский государственный медицинский университет", ГКОУ СО "Специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа для обучающихся с девиантным (общественно-опасным) поведением" (Екатеринбург).

Резюме. Представлено исследование психоэмоционального благополучия детей в трудной жизненной ситуации, показаны его роль и значение в медико-профилактической работе, предложены направления сотрудничества врачей, психологов и педагогов по обеспечению физического и психического здоровья воспитанников интерната закрытого типа.
Ключевые слова: психоэмоциональное благополучие, дети в трудной жизненной ситуации, межведомственное взаимодействие.

А.Н. Булатников1, В.В. Зарецкий2

ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ СЕМЬЕ ПРИ НАРКОЛОГИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВАХ

1Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования, 2ФГБНУ "Центр защиты прав и интересов детей" (Москва).

Резюме. В статье рассматривается структура патологического развития внутрисемейных отношений при формировании зависимости от психоактивных веществ у несовершеннолетнего ребенка. Приводится описание фаз семейного реагирования на употребление психоактивных веществ несовершеннолетними и решаемые задачи психотерапевтической помощи семье в каждой фазе.
Ключевые слова: психоактивные вещества, психотерапевтическая помощь, зависимость.

Л.Н. Касимова, Ж.В. Альбицкая, В.В. Дворянинова

ТРУДНОСТИ ДИАГНОСТИКИ АУТИЗМА У ДЕТЕЙ НА РАННИХ ЭТАПАХ (АНКЕТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ)

ГБОУ ВПО Нижегородская государственная медицинская академия Минздрава России. Кафедра психиатрии и медицинской психологии (Нижний Новгород).

Резюме. Проблема поздней диагностики аутизма становится все более актуальной по причине неуклонного роста распространенности этого заболевания в мире и связанных с этим серьезных социально-экономических последствий. В статье рассматриваются основные факторы, затрудняющие распознавание раннего детского аутизма (РДА) на всех этапах диагностики, начиная с момента возникновения жалоб у родителей и первичного обращения за медицинской помощью до установления диагноза.
Ключевые слова: ранний детский аутизм, факторы, затрудняющие выявление аутизма, задержка развития речи, поведенческие нарушения, средний возраст первичного обращения, средний возраст диагностики.

М.В. Переверзева

РАЗРАБОТКА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ ДЛЯ РЕБЕНКА С ТЯЖЕЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

ФГБУ "Сергиево-Посадский детский дом слепоглухих" Минтруда России (Сергиев Посад), Институт специального образования и комплексной реабилитации ГАОУ ВО МГПУ (Москва).

Резюме: В статье представлен практический опыт разработки индивидуальной программы формирования навыков самообслуживания для ребенка, имеющего тяжелые множественные нарушения развития, на первоначальном этапе обучения.
Ключевые слова: тяжелые множественные нарушения развития, навыки самообслуживания, диагностика, индивидуальная программа обучения

Л.Е. Никитина, Л.У. Звонарёва

О СОДЕРЖАНИИ И КАЧЕСТВЕ КНИЖНОЙ И ВИДЕОПРОДУКЦИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Резюме. Анализ содержания и качества книжной и видеопродукции для детей, предлагаемой российскими издательствами и телеканалами, показал их антипедагогическую направленность и психологическую несбалансированность относительно особенностей детского восприятия. Обществу и семьям с детьми следует осуществлять контроль данной продукции, а специалистам, политическим партиям, общественным объединениям необходимо отчетливо выражать программные и методические позиции по вопросам культурного, нравственного, эстетического компонентов воспитания и развития подрастающих поколений. В статьях Л.Е. Никитиной и Л.У. Звонаревой содержатся результаты аналитического обзора и выводы, которые легли в основу решений Общественного консультативного совета политических партий при Московской городской Думе в 2016 г.
Ключевые слова: дети, детская литература, книжная и видеопродукция, педагогическая безопасность, защита от вредоносной информации, социальная ответственность.
ОБЗОРЫ ЛИТЕРАТУРЫ, ЛЕКЦИИ, МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Ю.С. Шевченко

КОМПЛЕКСНАЯ МНОГОУРОВНЕВАЯ ТЕРАПИЯ ДЕТЕЙ С СИНДРОМАМИ РАННЕГО ДЕТСКОГО АУТИЗМА: КОНЦЕПЦИИ И ПРАКТИКА (ЛЕКЦИЯ)

Российская медицинская академия последипломного образования МЗ РФ (Москва).

Резюме. В работе рассматриваются стратегические (инклюзия, интеграция в обществе) и тактические модели реабилитационных мероприятий в отношении детей с различными формами расстройств аутистического спектра. В рамках последних предлагается программа комплексного, полипрофессионального лечебно-коррекционного подхода, осуществляемого на метаболическом, нейрофизиологическом, синдромальном, бихевиоральном и социально-личностном уровнях. На каждом уровне решаются как общие (этиопатогенетические), так и специфические (синдромально-психопатологические) задачи.
Ключевые слова: ранний детский аутизм, инклюзия, интеграция, нейропсихологическая коррекция, бихевиоральная терапия, интегративная психотерапия.

И.В. Кравченко1, И.В. Макаров1,2

ПАТОЛОГИЧЕСКОЕ ФАНТАЗИРОВАНИЕ (АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР) (начало)

1Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева, 2Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова (Санкт-Петербург).

Резюме. В литературном обзоре представлена история изучения фантазирования в психиатрической клинике, сопоставлены данные отечественной и зарубежной литературы. Приведены варианты фантазирования с указанием синонимов и механизмы его развития, обобщены данные по синдромологии фантазирования.
Ключевые слова: псевдология, мифомания, синдром Мюнхгаузена, патологическое фантазирование, симулятивное расстройство.

М.А. Бебчук

КАЧЕСТВО ПОЛИПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОМОЩИ В ДЕТСКОМ ПСИХИАТРИЧЕСКОМ СТАЦИОНАРЕ

ГБУЗ "Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков им. Г.Е. Сухаревой Департамента здравоохранения г. Москвы" (Москва).

Резюме. В статье описываются категории качества структуры, процесса и результата применительно к оказанию стационарной помощи в детской психиатрии. Выделены общие показатели и основные направления развития темы качества, равно важные для специалистов полипрофессиональной команды. Обозначен вклад междисциплинарного взаимодействия в корпоративную культуру психиатрической больницы. Необходима дискуссия специалистов с медицинским, психологическим, педагогическим образованием по вопросам своевременности помощи психически больному ребенку, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения, реабилитации и оценки степени достижения запланированного результата, т.е. качества совместно оказываемого вмешательства.
Ключевые слова: дети, качество медицинской помощи, психические расстройства, врач-психиатр, психолог, педагог, команда.

О.Б. Левковская1,2, А.О. Парлашкевич3

ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КИНОИСКУССТВА (НА ПРИМЕРЕ ИНТЕРНЕТ-ПРОЕКТА PSYNEMA.RU)

1ГБУЗ "Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков им. Г.Е. Сухаревой" Департамента здравоохранения г. Москвы, 2Российская медицинская академия последипломного образования, 3ГБУ "Центр содействия семейному воспитанию "Южный" Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы (Москва).

Резюме. В статье представлено методологическое обоснование, задачи и возможности использования киноискусства в рамках авторского интернет-проекта. Даны некоторые рекомендации для использования кинофильмов и анимационных фильмов в образовательных, просветительских, психокоррекционных и психотерапевтических целях. Рассмотрены наиболее значимые преимущества данного инструмента в работе с детьми и подростками с психическими расстройствами и их семьями.
Ключевые слова: кинофильмы, психообразование, психотерапия детей и подростков, интернет-проект.
ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ПЕЧАТНЫХ РАБОТ


  RUS  

Full version in PDF format  2017 (17), № 1. CONTENTS

PSYCHIATRY, PSYCHOLOGY, PSYCHOTHERAPY, SOCIAL PEDAGOGICS AND ALLIED DIRECTIONS

N.M. Iovchuk, A.A. Severnyy

THE ROLE OF EXOGENY IN DEBUT AND COURSE OF CIRCULAR SCHIZOPHRENIA IN CHILHOOD AND ADOLESCENCE

Research Center of Mental Health, Moscow State University of Psychology & Education (Moscow).

Summary. According to the clinical and psychopathological prospective study of 162 cases of schizophrenia, manifest in childhood and adolescence by depressive attack, shows the high importance of exogenous factors in provoking of the first acute psychotic episode and the role of exogenous factors in the subsequent course of the disease, occurs predominantly with bipolar affective mono- and bipolar attacks with formation of specific personality disorders. Stressed the necessity of the earliest possible adequate diagnosis for the effective treatment and correctional care to patients.
Keywords: child schizophrenia, exogenous factors, affective debut.

T.I. Ivanova

SPECIFIC CHARACTERITICS OF GROWTH AND DEVELOPMENT OF CHILDREN WITH DEPRESSIVE DISORDERS

Omsk state medical university (Omsk).

Summary. Article deals with the problem of detailed investigation of early period of development for a child having depressive disorders of endogenic, neurotic or organic nature as well as mentally impaired. Several different patterns of dysontogenesis for early development of a child are presented. These patterns were based on mutually connected structural components: psychological, psychophysiological and psychosocial actions. Special properties of social development of a child are classified in respect to family environment, preschool institutions and schools.
Keywords: Children, dysontogenesis, depressive disorders, social development.

D.D. Makarenkova1,3, N.V. Zvereva2,3

A COMPARISON OF DISTINCTIVE FEATURES OF WORK IN VISUAL AND TACTILE MODALITIES AMONG CHILDREN WITH AUTISTIC DISORDERS OF DIFFERENT GENESIS

1Middle Scool № 1692, 2Research Center of Mental Health, 3Moscow State University of Pedagogics and Psychology (Moscow).

Summary. There are some materials of experimental psychological research of tactile and visual perception of preschool children with a distorted type of dysontogenesis (autism spectrum disorders). Sensory and gnostic level were analyzed. The research involved 84 children from 4 to 8 years old. There are 3 groups of children: normal development (50 persons), the group of children with different variants of autistic disorders and the groupwith autism processual genesis (F84) for 17 persons in each group. There was shown a different level of severity of the deficiency of the parameters researched of sensory and social-perceptual level of perception in the mapped modalities. All children with autism were less successful in carrying out tasks compared to the control group.
Keywords: preschool children, autism spectrum disorders, visual and tactile perception.

O.A. Sagalakova, I.Ya. Stoyanova*, D.V. Truevtsev, Y.A. Shukhlova**

PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF ANTIVITAL MANIFESTATIONS AND SOCIAL ANXIETY IN ADOLESCENTS AND YOUNG PEOPLE IN THE CONTEXT OF GENDER DIFFERENCES

Altai State University (Barnaul), Mental Health Research Institute*, National Research Tomsk State University (Tomsk)**.

Summary. We studied the psychological markers of antivital experiences and social anxiety in young people of adolescent and pre-adult age with account for gender differences. In the online mode, 1163 young men (n = 736) and women (n = 427) of educational institutions of the Altai Territory aged 15-21 years were surveyed. The results testified that severe social anxiety in students of both genders blocks the satisfaction of significant social needs and is a determinant of antivital experiences. Reliable differences of experiencing the social anxiety in situations of assessment in young men and girls were revealed.
Keywords: antivital behavior, social anxiety, gender differences, psychological risk factors

A.E. Bobrov1, T.V. Ulasen2, N.V. Sulimova3, E.L. Nivenitsyn2

PSYCHIATRIC ASPECTS OF ORPHANHOOD FROM THE BIOPSYCHOSOCIAL POINT OF VIEW

1Moscow Research Institute of Psychiatry - the Branch of Federal Medical Research Center of Psychiatry and Addiction named after V.P. Serbskiy (Moscow). 2Smolensk State Medical University. 3Regional State Funded Institution "Smolensk Social and Rehabilitation Centre for under-age "Phoenix" (Smolensk).

Summary. In this article you can find the analasys of the scientific facts on the problem of interdisciplinary study of the consequences of children's deprivation experience, as well as its influence on the anomalies of their psychological adaptation and the forming of their personal and social disorder. The results of the observation of the children and adolescents, living in local institutions are also given there. We have received statistically reliable information about the differences of the frequency of the following traumatic factors between the groups: neglect; parents' alcoholism and drug addiction; the death of one of the parents; the criterion of "subjective emotional deficiency".
Keywords: mental trauma, orphans, local institutions, violence, mental disorder.

E.S. Skvortsova

THE PHENOMENON OF THE DAILY DURATION OF EMPLOYMENT IN COMPUTER GAMES AMONG ADOLESCENTS (PREVALENCE, STRUCTURE, IMPLICATIONS AND PROBLEMS)

FGBI "Central Research Institute for Public Health" of the Russian Federation Ministry of Health (Moscow).

Summary. Research is devoted to the study of the socio-sanitary characteristics of adolescents, students of schools of initial vocational training, every day dealing with computer games and more than three hours a day. It was found that only about one-third of these teens because prolonged occupation electronic games have a number of problems: the decline in academic performance, absenteeism in PU, quarrels with parents, etc. Some of these teens say the deterioration of memory and attention, and about 10% of adolescents have symptoms of excessive enthusiasm for computer games with the risk of dependence on them.
Keywords: adolescents, computer games, the prevalence of the "risk group" problem.

T.K. Rostovskaya, A.M. Egorychev

THE ROLE OF THE STATE OF FAMILY POLICIES IN FORMATIONAND DEVELOPMENT OF TRADITIONAL FAMILY VALUES: HISTORICAL ASPECT.

FGBOU "Russian State Social University" (Moscow).

Summary. The problems of the state family policy concerning young family support issues. A brief analysis of the implementation of the state family policy in the Soviet period, revealed its positive and negative points. The characteristic of the state social policy in respect of the institution of family, traditional family values during the transition period in Russia, since 1991. Considered and commented on the basic provisions adopted by the Concept of state policy in relation to Russia's young family. A number of measures to improve the situation in Russia, coupled with the development of the traditional institution of the family.
Keywords: state family policy, a young family, a registered marriage, civil marriage, traditional family values, family relations.
PREVENTION, THERAPY, CORRECTION, REHABILITATION, MANAGEMENT OF INVESTIGATION AND TREATMENT

O.P. Shmakova, N.A. Mazaeva

SOCIAL ADAPTATION OF PATIENTS WITH ORGANIC MENTAL DISORDERS IN CHILDHOOD, ANALYSIS OF THE EFFECTIVENESS OF POLYPROFESSIONAL HELP

The Mental Health Research Center (Moscow).

Summary. The clinical and social outcomes of organic mental disorders in childhood were analyzed, the effectiveness of the polyprofessional help was evaluated. 498 children with organic mental disorders were followed. In 82% of cases the disorder reduced by the time of adulthood. Severe forms of disorders were stable. Disorders with severe intellectual impairment, paroxysmal disorders, psychopathic syndrome were causes a lifelong disability. Polyprofessional help was highly effective at these disorders.
Keywords: organic mental disorders, children, adolescent, polyprofessional help.

E.V. Dyachenko, M.A. Ufimceva, E.V. Moskvina, N.V. Samoilenko, K.I. Nikolaeva

PSYCHOEMOTIONAL HEALTH OF CHILDREN IN DIFFICULT LIVE SITUATIONS IN THE CONTEXT OF MEDICAL AND PRОFILACTIC WORK IN CONDITIONS INTERAGENCY COOPERATION

Ural State Medical University, Special educational institution of closed type for learners with deviant (socially dangerous) behavior (Yekaterinburg).

Summary. Presented research a psychoemotional health of children in difficult live situations, presents its role and importance in medical and prophylactic work, proposed directions of cooperation of doctors, psychologists and teachers to ensure the physical and psychical health of pupils closed-boarding school.
Keywords: psychoemotional health, difficult live situations, medical-prophylactic and psychology-pedagogical cooperation.

A.N. Bulatnikov1, V.V. Zaretskiy2

PSYCHOTHERAPEUTIC AID FAMILIES IN SUBSTANCE ABUSE

1Federal State Budgetary Educational Institution of Further Professional Education "Russian Medical Academy of Continuous Professional Education", 2Federal State Budgetary Research Institution "Centre for Protection of Rights and Interests of Children" (Moscow).

Summary. The article describes the structure of the pathological development of relations within the formation of substance dependence in minor child. The description of the phases of the family to respond to drug use by minors and problem solving psychological assistance to families in each phase.
Keywords: psychoactive substances, psychotherapeutic aid dependence.

L.N. Kasimova, Zh.V. Albitskaya, V.V. Dvoryaninova

DIFFICULTIES IN THE DIAGNOSIS OF AUTISM IN CHILDREN AT EARLY STAGES (SURVEY OF PARENTS)

Nizhni Novgorod State Medical Academy, Department of Psychiatry and Medical Psychology (Nizhni Novgorod).

Summary. The problem of late diagnosis of autism is becoming more urgent due to the steady increase in the prevalence of this disease and related serious socio-economic consequences. The article examines the main factors that hinder the early detection of childhood autism at all stages of the diagnostic sticks, starting from the moment of occurrence of complaints from parents and primary medical care before the diagnosis.
Keywords: early infantile autism, complaints, factors that hinder autism diagnosis, the delay of speech development, behavior disorders, the average age of primary treatment, the median age at diagnosis.

M.V. Pereverzeva

CREATION OF THE INDIVIDUAL PROGRAM OF FORMATION OF SELF-SERVICE SKILLS FOR THE CHILD WITH SEVERE MULTIPLE DISABILITIES

Children's House for Deafblind (Sergiev Posad), Institute of Special Education and Complex Rehabilitation of Moscow City Teacher's Training University (Moscow).

Summary. The article presents practical experience in the creation of an individual program of formation of self-service skills for the child with severe multiple disabilities at the initial stage of training.
Keywords: severe multiple disabilities, self-service skills, diagnostics, individual training program

L.E. Nikitina, L.U. Zvonarjeva

ON THE CONTENT AND QUALITY OF BOOK AND VIDEO FOR CHILDREN

Summary. Analysis of the content and quality of the book and video for children offered by Russian publishers and TV channels, showed them antipedagogical orientation and psychological imbalance in relation to the features of children's perception. Society and families with children should monitor these products, and professionals, political parties, public organizations need to clearly express the software and methodical positions on cultural, moral, aesthetic components of education and development of younger generations. Articles L.E. Nikitina and L.U. Zvonareva contains the results of the analytical overview and conclusions, which formed the basis of the decisions of the Public Advisory Board of the political parties at the Moscow City Duma in 2016.
Keywords: children, child literature, book and video products, teaching safety, protection from harmful information, social responsibility.
LITERATURE REVIEWS, LECTIONS, METHODICAL MATHERIALS

Ju.S. Shevchenko

INTEGRATED MULTI-LEVEL THERAPY FOR CHILDREN WITH AUTISM EARLY CHILDHOOD SYNDROMES: CONCEPTS AND PRACTICE (LECTURE)

Russian Medical Academy of postgraduate education, the Ministry of Health of the Russian Federation (Moscow).

Summary. In this paper we consider strategic (inclusion, integration in society) and tactical model of rehabilitation activities for children with various forms of autism spectrum disorders. As part of the latest integrated program is offered, poliprofessional medical-correctional approach on metabolic, neuro-physical, syndromal, behavioral, social and personal levels. At each level are handled as General (Ethio-pathogenesis), and specific (syndrome-psychopathological) challenges.
Keywords: early infantile autism, inclusion, integration, correction of Neuropsychological, behavioral therapy, integrative psychotherapy.

I.V. Kravchenko1, I.V. Makarov1,2

PATHOLOGICAL FANTASIZING: ANALYTICAL REVIEW (first part).

1V.M. Bekhterev Psychoneurological Research Institute, 2North-Western I.I. Mechnicov State Medical University (Saint-Petersburg).

Summary. The literary review examines the history of the study fantasizing in a psychiatric clinic and compares the data of the Russian and foreign literature. Variants of fantasizing with indicating of synonyms and mechanisms of its development are given, the data of syndromology of fantasizing are summarized.
Keywords: pseudologia phantastica, mythomania, M?nchhausen syndrome, pathological fantasizing, factitious disorder.

M.A. Bebchuk

QUALITY OF MULTIPROFESSIONAL CARE IN THE CHILDREN'S PSYCHIATRIC HOSPITAL

GBUZ "Scientific and Practical Center of Mental health for children and adolescents named after G.E. Sukhareva (Moscow City Department of Health)" (Moscow).

Summary. This article describes the categories of quality of structure, process and outcome in relation to the provision of hospital care in child psychiatry. Overall indicators and the main directions of development of quality issues equally important to all professionals of multiprofessional team were identified. Contribution of interdisciplinary cooperation in the corporate culture of the mental hospital is defined. There is a necessity in discussion of specialists with medical, psychological, pedagogical education on timeliness of care for mentally ill child, the correct choice of methods of prevention, diagnosis, treatment, rehabilitation and as well as an assess of degree of achievement of the planned results, i.e., quality of jointly assembled intervention. There is a necessity in discussion of specialists with medical, psychological, pedagogical education on timeliness of care for mentally ill child, the correct choice of methods of prevention, diagnosis, treatment, rehabilitation and as well as an assess of degree of achievement of the planned results, i.e., quality of jointly assembled intervention.
Keywords: children, quality of health care, mental disorders, psychiatrist, psychologist, teacher, teamwork.

O.B. Levkovskaya1,2, A.O. Parlashkevich3

PSYCHOTHERAPEUTIC AND EDUCATIONAL POTENTIAL OF A CINEMATOGRAPHY (THE EXAMPLE OF INTERNET PROJECT PSYNEMA.RU)

1GBUZ "Scientific and Practical Center of Mental health for children and adolescents named after G.E. Sukhareva (Moscow City Department of Health)", 2Russian Medical Academy of Postgraduate Education, the Ministry of Health of the Russian Federation, 3GBU "Center for Promotion of Family Education "Yughnyy" (Moscow City Department of Labor and Social Protection of Population) (Moscow).

Summary. In the article the methodological explanation, objectives, and opportunities for the use of cinematic art as a part of the author's Internet project, are provided. Also in the article you can find some recommendations for the use of films and cartoons in psychocorrectional, educational and psychotherapeutic purposes. It is considered the most significant advantages of the tools to work with children and adolescents with mental disorders and their families.
Keywords: motion pictures, movies, psychoeducation, children and adolescent's psychotherapy, Internet project.
THE RULES FOR SCIENTIFIC WRITINGS