Журнал "Вопросы психического здоровья
детей и подростков"

   
  ENG  

полная версия в pdf-формате  Выпуск 2019 (19), № 2. Содержание номера

ПСИХИАТРИЯ, ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОТЕРАПИЯ, СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И СМЕЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

Е.В. Кожадей, С.В. Гречаный

СВЯЗЬ ПЕРИНАТАЛЬНОЙ ПАТОЛОГИИ ДЕТЕЙ С МАТЕРИНСКИМИ ПОСЛЕРОДОВЫМИ АФФЕКТИВНЫМИ РАССТРОЙСТВАМИ

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет (Санкт-Петербург).

Резюме. Актуальность исследования связана с улучшением качества перинатальной помощи в современной России, выхаживанием новорожденных с глубокой недоношенностью и тяжелыми перинатальными заболеваниями и высокой частотой послеродовых аффективных расстройств у матерей этих детей. Обследованы 27 женщин в послеродовом периоде, чьи дети находились в отделении патологии новорожденных Перинатального центра с диагнозами: недоношенность, желтуха новорожденных, последствие гипоксического и/или травматического поражения головного мозга, пороки развития сердца и сердечно-сосудистой системы и др. Результаты: при первичном осмотре с помощью методики "PHQ-9" выявлено, что количество пациенток с численными значениями шкалы, соответствующими уровню депрессии, составило 59,3% (из них - 33,3% легкая, 11,1% - умеренная и 4,8% - тяжелая депрессии). При повторном обследовании их количество составило 37,0% (наблюдались только легкие значения депрессии). У пациенток с признаками депрессии достоверно преобладали численные значения механизмов психологической защиты "Регрессия", "Замещение" и "Проекция", были выше показатели неконструктивных типов копинг-поведения "Конфронтация" и "Дистанцирование", а также была более выражена тенденция к переживанию тягостности роли супруги (по сравнению с женщинами без признаков депрессии).
Ключевые слова: послеродовая депрессия, механизмы психологической защиты, типы совладающего поведения, установка женщины на материнство и брак.

В.В. Грачев1, Ю.С. Шевченко1, Т.А. Низова1, Е.А. Гордеева2

ОСОБЕННОСТИ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ ДЕВУШЕК ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА, СТРАДАЮЩИХ НЕРВНОЙ АНОРЕКСИЕЙ

1 Кафедра детской психиатрии и психотерапии ФГБОУ ДПО РМАНПО; 2 ГБУЗ "Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков им. Г.Е. Сухаревой" (Москва).

Резюме. Целью настоящего исследования явилось уточнение влияния особенностей формирования психологического пола (маскулинного, андрогинного, фемининного) на манифестацию, оформление клинической картины и динамику нервной анорексии у девушек подросткового возраста. Полученные данные показали, что нервная анорексия в подростковом возрасте с одинаковой частой возникает у девушек с андрогинной и фемининной гендерной идентификацией. При этом преобладание фемининных черт значимо коррелировало с благоприятным исходом заболевания. Полученные данные отражают возрастную специфику этиопатогенетических механизмов заболевания и могут способствовать разработке эффективных терапевтических подходов.
Ключевые слова: расстройства пищевого поведения, нервная анорексия, гендерная идентификация, инициация, невропатический диатез, избегание вреда, зависимость от вознаграждения

О.В. Александрова, И.Б. Дерманова, А.Е. Ткаченко, И.В. Кушнарева

ОТНОШЕНИЕ ВЗРОСЛЫХ РОДСТВЕННИКОВ К ТЯЖЕЛОБОЛЬНОМУ РЕБЕНКУ И ОЦЕНКА ИМИ ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ В СВЯЗИ С ХАРАКТЕРОМ ЕГО ЗАБОЛЕВАНИЯ

Санкт-Петербургский государственный университет, АНО "Детский хоспис", ФГБУН ИМЧ РАН им. Н.П. Бехтеревой, Научно-практический центр психофизиологии аномального развития (Санкт-Петербург).

Резюме. Статья посвящена анализу отношения взрослых - близких родственников тяжелобольных детей к ребенку и оценке ими сложившейся ситуации в зависимости от характера его заболевания. Выявлено, что эти отношения связаны с различными аспектами восприятия ситуации, что, с нашей точки зрения, отражает разные механизмы совладания с ситуацией. Обнаружено также, что оценка ситуации может характеризовать различные стадии переживания горевания. Обнаружилось, что негативное восприятие ситуации соотносится с ухудшением, главным образом, эмоциональных отношений с ребенком при относительной независимости таких показателей отношений, как чувствительность к ребенку и поведенческий компонент.
Ключевые слова: тяжелая болезнь ребенка, оценка ситуации, родительское отношение.

Е.О. Смирнова, Н.Ю. Матушкина, С.Ю. Смирнова

КОМПЬЮТЕРНЫЕ И ТРАДИЦИОННЫЕ ИГРЫ В РАННЕМ ДЕТСТВЕ

Центр прикладных психолого-педагогических исследований МГППУ (Москва).

Резюме. В статье показан интенсивный рост потребления компьютерных игр и программ в дошкольном детстве и снижение возраста приобщения к компьютеру до первых месяцев жизни. Значительное число социологических исследований, однозначно показывает рост востребованности компьютерных технологий маленькими детьми и их родителями. В то же время психологических исследований данного феномена крайне мало и они противоречивы. Приводятся как данные, доказывающие разрушительное влияние компьютерных игр на формирование психики маленьких детей, так и результаты, показывающие их положительный эффект. Центральная часть статьи посвящена сравнительному анализу деятельности детей с виртуальным и реальным материалом. Приводятся результаты исследования, свидетельствующие о том, что взаимодействие детей с электронными устройствами принципиально отличается от традиционных форм детской деятельности и не компенсирует их дефицит.
Ключевые слова: компьютерные технологии, компьютерные игры и программы, ранний и дошкольный возраст, детская деятельность с реальным и виртуальным материалом.

Е.В. Свистунова

ВОЗРАСТНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В РАЗНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

ГАОУ ВО "Московский городской педагогический университет" (Москва).

Резюме. В статье раскрывается понятие "возрастная идентичность", анализируется ее становление в дошкольном возрасте с учетом влияния социальных и когнитивных факторов. Установлено, что у детей, воспитывающихся без попечения родителей, темп взросления ускоряется, а продолжительность жизни субъективно воспринимается как укороченная. Дети с задержкой психического развития идентифицируют себя с возрастной категорией, предшествующей их реальному возрасту, имеют недостаточно сформированные, размытые возрастные границы.
Ключевые слова: возрастная идентичность, самосознание, дошкольный возраст, дети-сироты, задержка психического развития, линия жизни, продолжительность жизни.

В.В. Терещенко, О.В. Худобец

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ В ПЕРИОДЕ ВЗРОСЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ, СТРАДАЮЩИХ МАЛЫМИ И ЗАТУХАЮЩИМИ ФОРМАМИ ТУБЕРКУЛЕЗА

ФГБОУ ВО "Смоленский государственный университет (Смоленск).

Резюме. В статье представлено исследование личностного развития подростков группы риска с нарушениями поведения, отягощенного соматическим неблагополучием (наличием малых и затухающих форм туберкулеза). Полученные результаты расширяют и дополняют клинико-психологические данные о взаимосвязи между индивидуально-типологическими свойствами подростков ("агрессивность", "тревожность"), уровнем невротизации и психопатизации, влияющими на особенности адаптации и социализации подростков с психосоматическими нарушениями.
Ключевые слова: личностное развитие, взросление, подростки, индивидуально-типологические свойства, невротизация, психопатизация, туберкулез.
ПРОФИЛАКТИКА, ТЕРАПИЯ, КОРРЕКЦИЯ, РЕАБИЛИТАЦИЯ, ОРГАНИЗАЦИЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ И ПОМОЩИ

Н.Г. Батуева1, А.Ю. Березанцев3, С.В. Лубсанова2, Т.Ц. Тудупова2

СУИЦИДЫ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СУДЕБНО-ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ (ПО МАТЕРИАЛАМ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ)

1ГБУЗ "Республиканский психоневрологический диспансер", 2ФГБОУ ВО "Бурятский государственный университет" (Улан-Удэ), 3ГБУЗ "Психиатрическая клиническая больница № 1 им. Н.А. Алексеева", (Москва).

Резюме. В статье приводятся результаты анализа посмертных заключений комплексных судебных психолого-психиатрических экспертиз завершенных суицидов детей и подростков в Республике Бурятия за период 2012-2016 гг. По данным анализа, в структуре завершенных преобладают подростки (15-17 лет) мужского пола, проживающие в сельской местности, воспитывающиеся в неполной семье, обучающиеся в среднеобразовательной школе. В 21,8% случае имела место отягощенная наследственность по суициду у близких родственников и каждый пятый ребенок-суицидент имел признаки суицидального поведения ранее (суицидальные высказывания, попытки, интерес к теме суицида). В большинстве из имеющихся случаев вероятными причинами суицидального поступка являются семейные конфликты. Проведенный анализ позволил определить перечень признаков, которые необходимо освещать в актах посмертных экспертиз детей и подростков, совершивших суицид.
Ключевые слова: суицид, детско-подростковый суицид, региональный аспект суицидального поведения, комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза.

Ф.Л. Кутарев1, С.А. Игумнов2

ПРЕДИКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТИ КАК ФОРМЫ АУТОДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

1ФГКУ "141 военный госпиталь" Федерального медико-биологического агентства РФ, 2ФГБНУ "Центр защиты прав и интересов детей" Министерства просвещения Российской Федерации (Москва).

Резюме. Проведено исследование 156 детей и подростков в возрасте от 12 до 18 лет. Были достоверно выделены и ранжированы социальные факторы, влияющие на формирование и развитие алкогольных проблем у детей и подростков: 1. Факторы, способствующие формированию и развитию алкогольных проблем: бедность и однообразие досуга; тяжелое материальное положение; неустойчивые взаимоотношения с родственниками; более ранний возраст первого знакомства с алкогольными напитками (младше 13,6 лет); более поздний возраст взятия на учет (старше 15,8 лет); крайне конфликтные отношения с окружающими. 2. Факторы, положительно влияющие на становление адекватного отношения к алкогольным напиткам: наличие увлечений (хобби); полноценное и разнообразное питание; проживание в полной семье; более поздний возраст первого знакомства с алкогольными напитками (старше 14,6 лет); более ранний возраст взятия на учет (младше 15 лет).
Ключевые слова: алкоголь, аутодеструктивное поведение, группа риска, дети, подростки, профилактика, факторы, влияющие на формирование адекватного отношения к алкоголю

И.А. Горьковая, А.В. Микляева

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ И ВОСПРИНИМАЕМОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ У ПОДРОСТКОВ С СЕНСОРНЫМИ И ДВИГАТЕЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

ФГБОУ ВО "Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена" (Санкт-Петербург).

Резюме. В статье представлены результаты исследования, направленного на изучение взаимосвязи жизнестойкости и воспринимаемой социальной поддержки у подростков с сенсорными и двигательными нарушениями (n=155), а также у их условно здоровых сверстников (n=112). Показано, что наиболее весомый вклад в жизнестойкость подростков с тяжелыми нарушениями зрения и функций опорно-двигательного аппарата вносит воспринимаемая инструментальная поддержка, в то время как в выборках подростков с умеренными сенсорными и двигательными нарушениями, также как в выборке условно здоровых подростков, жизнестойкость взаимосвязана, в первую очередь, с воспринимаемой эмоциональной поддержкой от значимых других.
Ключевые слова: жизнестойкость, воспринимаемая социальная поддержка, подростки, подростки с нарушениями зрения, подростки с нарушениями слуха, подростки с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.
КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ

Е.В. Семакова1, И.Ю. Машкова2

КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРИЧИН ДИЗАДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

1ФГБОУ ВО "Смоленский государственный университет", 2ФГБОУ ВО "Смоленский государственный медицинский университет" (Смоленск).

Резюме. В статье представлены результаты клинико-психологического обследования детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Установлено значимое влияние на особенности регуляции базового уровня состояния двигательной сферы, мозжечкового контроля и вестибулярной компетентности, а также чувствительной сферы. Нарушения регуляции базового уровня сопровождаются различными вегетативными отклонениями (во всех случаях наблюдений), что оказывает влияние на адаптационный потенциал организма и ограничивает возможности средовой адаптации. Предлагаемые оценочные компоненты могут быть полезны в совершенствовании технологии ранней помощи детям с РАС.
Ключевые слова: расстройство аутистического спектра, клинико-психологический анализ, критерии оценки топико-функциональных нарушений, индивидуальная программа ранней помощи.

А.Е. Колпакова, Ю.В. Стряпухина, С.Т. Посохова

ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ ПОДРОСТКОВ СО СКЛОННОСТЬЮ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ

Санкт-Петербургский государственный университет (Санкт-Петербург).

Резюме. Важной практической задачей информатизации общества и семьи представляется изучение факторов риска девиантного поведения подростков в условиях информационной среды. В исследовании связи особенностей семейной информационной среды и склонности подростков к девиантному поведению вовлеченность членов семьи в интернет-пространство и степень принятия ими интернета сопряжены со склонностью к агрессивному и противоправному поведению подростков. Подростки со склонностью к аутоагрессивному поведению раньше получают доступ к самостоятельному использованию интернета при сниженном интересе к компьютерным играм. В семьях, предпочитающих получать информацию из книг, подростки меньше склонны к аддиктивному и противоправному поведению.
Ключевые слова: семья, информационная среда, подростки, склонность к девиации, поведение, интернет-пространство.

И.С. Якиманская, С.В. Балашова

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О БОЛЕЗНИ И ХАРАКТЕР ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ ПОДРОСТКОВ, СТРАДАЮЩИХ САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ 1 ТИПА

Оренбургский государственный медицинский университет (Оренбург).

Резюме. В статье представлены результаты исследования подростков, больных диабетом первого типа, их отношение к болезни, а также отношение в болезни их родителей - отца и матери. Даны рекомендации относительно направлений психокоррекционной работы с такими подростками. Они должны быть направлены на выработку сознательного самоконтроля за уровнем сахара в крови, а также на повышение самооценки и развитии коммуникативных навыков в отношениях со сверстниками, способности выстраивать дружеские отношения несмотря ограничения накладываемые заболеванием и индивидуальные различия.
Ключевые слова: представления о болезни, родители подростков с диабетом первого типа.
ОБЗОРЫ ЛИТЕРАТУРЫ, ЛЕКЦИИ, МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

О.Б. Левковская1,2, Ю.С. Шевченко2

СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ДЕТСКО-ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ (ЛЕКЦИЯ ДЛЯ НЕПСИХИАТРОВ)

1ГБУЗ "Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков им. Г.Е. Сухаревой", 2ФГБОУ ДПО "Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования" (Москва).

Резюме. Целью данной лекции является рассмотрение основных, подтвержденных научными исследованиями факторов и мотивов, лежащих в основе суицидального кризиса и суицидального поведения детей и подростков. Выявление детей и подростков с предрасположенностью к суицидальному поведению на этапе, предшествующем специализированной психиатрической помощи, предполагает знание педагогами, психологами, врачами общесоматического профиля основных триггеров и мотивов, запускающих аутодеструкцию. Именно осуществление первичной профилактики может способствовать снижению количества суицидальных попыток и завершенных суицидов детьми и подростками.
Ключевые слова: суицидальное поведение детей и подростков, факторы и мотивы суицидального поведения.

В.И. Брутман

ПСИХОГЕННЫЕ РЕАКЦИИ У БЕРЕМЕННЫХ - ПРЕГНАНТОГЕНИИ (ЛЕКЦИЯ)

Ассоциация детских психиатров и психологов (Москва).

Резюме. Настоящая публикация отражает взгляд автора на многообразие форм временных психогенных реакций, возникающих у женщин, вынашивающих "конфликтную" беременность (нежеланную или чрезмерно желанную). Психопатологические состояния, основанные на переживании настоящей беременности как стресса, объединены термином "прегнантогении". Автор предполагает, что природа прегнантогений лежит в комплексе факторов, главным из которых является психологическая неготовность к материнству. В статье представлена классификация основных синдромов прегнантогений.
Ключевые слова: психотравмирующий характер беременности, прегнантогении, психологическая неготовность к материнству, закономерности развития психотравмы беременных, психогенные реакции у беременных, нежеланная беременность, конфликт с беременностью

И.В. Габер1, В.В. Зарецкий2

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

1Новосибирский институт повышения квалификации работников образования (Новосибирск), 2Центр по защите прав детей "Детство" (Москва).

Резюме. В статье рассматриваются методологические и теоретические основания обеспечения психологической безопасности образовательно-воспитательной среды в современных условиях. Рассматривается структура, типы, функции, уровни образовательной среды, обозначены риски, угрозы и ресурсы безопасности в контексте психологического аспекта образовательно-воспитательной среды. Делается вывод о том, что выполненный анализ необходим для отбора содержания и технологических средств при проектировании деятельности по обеспечению психологической безопасности образовательно-воспитательной среды.
Ключевые слова: образовательная среда, воспитательная среда, психологическая безопасность, саморегуляция сложных систем, риски, ресурсы безопасности.

Е.А. Цехмейструк1, Т.Е. Левицкая1, О.Н. Бондарь2

К ВОПРОСУ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ САНАТОРНО-КУРОРТНОГО ЛЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ (АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР)

1Национальный исследовательский Томский государственный университет, 2Филиал ТНИИКИФ ФГБУ "Сибирский федеральный научно-клинический центр ФМБА России"(Томск).

Резюме. В статье представлен анализ научной литературы по проблеме психологического сопровождения санаторно-курортного лечения детей и подростков. Отмечены дефицит теоретических наработок в данной области, недостаточный учет современных тенденций развития санаторно-курортной сферы, преобладание дифференцированного подхода к организации психологического сопровождения.
Ключевые слова: психологическое сопровождение, санаторно-курортное лечение, дети и подростки
ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ПЕЧАТНЫХ РАБОТ


  RUS  

Full version in PDF format  2019 (19), № 2. CONTENTS

PSYCHIATRY, PSYCHOLOGY, PSYCHOTHERAPY, SOCIAL PEDAGOGICS AND ALLIED DIRECTIONS

E.V. Kozhadey, S.V. Grechanyi

THE RELATION BETWEEN PERINATAL PATHOLOGY OF CHILDREN AND MATERNAL POSTPARTUM AFFECTIVE DISORDERS

St. Petersburg State Pediatric Medical University (St. Petersburg).

Summary. The relevance of the study is associated with improving the quality of perinatal care in modern Russia, nursing newborns with deep prematurity and severe perinatal diseases and a high incidence of postpartum affective disorders in the mothers of these children. Surveyed 27 women in the postpartum period, whose children were in the Department of Neonatal Pathology of the Perinatal Center with diagnoses such as prematurity, jaundice of the newborn, the consequence of hypoxic and / or traumatic brain damage, cardiovascular and developmental malformations, etc. Results: Initial examination using PHQ-9 revealed that the number of patients with numerical values of the scale corresponding to the level of depression was 59.3% (of these, 33.3% were mild, 11.1% were moderate and 4, 8% - severe depression). Upon re-examination, their number was 37.0% (only slight values of depression were observed). In patients with signs of depression, the numerical values of psychological mechanisms of "Regression", "Substitution" and "Projection" reliably prevailed, the indicators of non-constructive coping behavior "Confrontation" and "Distance" were higher, and the tendency to experiencing the role of a spouse was more pronounced (compared to women with no signs of depression)
Keywords: postpartum depression, psychological defense mechanisms, types of coping behavior, setting a woman on motherhood and marriage

V.V. Grachev 1, Yu.S. Shevchenko1, T.A. Nizova1, E.A. Gordeeva2

GENDER IDENTITY OF ADOLESCENT GIRLS WITH ANOREXIA NERVOSA

1Russian Medical Academy of Postgraduate Education, 2Scientific-practical Children's and Adolescents Mental Health Center n.a. G. Sukhareva (Moscow).

Summary. The aim of this study was to clarify the influence of the emerging psychological sex (masculine, androgynous, feminine) on the manifestation, development of the clinical picture and the dynamics of anorexia nervosa in adolescent girls. The data obtained showed that anorexia nervosa in adolescence with the same frequency occurs in girls with androgynous and feminine gender identity. At the same time, the prevalence of feminine traits significantly correlated with a favorable outcome of the disease. The data obtained reflect the age specificity of the etiopathogenetic mechanisms of the disease and may contribute to the development of effective therapeutic approaches.
Keywords: eating disorder, anorexia nervosa, gender identity, initiation, neuropathic diathesis, harm avoidance, reward dependence

O.V. Alexandrova, I.B. Dermanova, A.E. Tkachenko, I.V. Kushnareva

THE ATTITUDE OF ADULT RELATIVES TO SEVERELY ILL CHILD AND THEIR ASSESSMENT OF DIFFICULT LIFE SITUATION WITH REGARD TO THE TYPE OF CHILD'S ILLNESS

Saint-Petersburg State University; Childrens Hospice; Scientific-Practical Psychophysiology Centre of Abnormal Development, Bechtereva Institute of Human Brain (St.-Petersburg).

Summary. The article is about the analysis of the grownup relationships - the relatives of the seriously ill children - to the child; and their opinion about the child's illness situation. It is cleared up that those relationships go together with various situation aspects; this fact, from our point of view, reveals different actions to match the situation. It is also turned out that the situation value can characterize various stages of the character feelings. The article points out that the negative situation view correlates with the degradation of the emotional relationships to the child; with the relative independence of such relationship marks as sensibility to the child and the behavior component.
Keywords: seriously ill children, situation value, parents' attitude

E.O. Smirnova, N.Yu. Matushkina, S.Yu. Smirnova

DIGITAL AND TRADITIONAL GAMES IN EARLY CHILDHOOD

The Center for Applied Psychological and Pedagogical Research of Moscow State University of Psychology and Education (Moscow).

Summary. The articles hows the intensive growth in the consumption of digtal computer games and programs in small children and reducing the age of initiation to the computer to the first months of life. The data proving the destructive influence of digital games on the formation of the mental abilities of young children, as well as the results showing their positive effect are presented. A comparative study of the activities of children with virtual and real material is described. The results of the study indicate that the interaction of children with electronic devicesis fundamentally different from traditional forms of children's activities and does not compensate for their deficiency.
Keywords: computer technologies, digital games and programs, early and preschool age, children's activities with real and virtual material.

E.V. Svistunova

AGE IDENTITY OF PRESCHOOL CHILDREN RAISED IN DIFFERENT SOCIAL ENVIRONMENT

Moscow City Pedagogical University (Moscow).

Summary. The article deals with "age identity" definition, analyses how it's formed in preschool children considering social and cognitive factors. It was defined that process of growing up with children raised without parents speeds up and they consider their longevity shortened. children who are mentally retarded identify themselves with age category prior to their real age. They have not sufficiently formed age boundaries.
Keywords: age identity, self-awaresness, preschool age, orphan children, retarded mental development, lifeline, longevity.

V.V. Tereshchenko, O.V. Khudobets

PERSONAL DEVELOPMENT OF ADOLESCENTS IN THE PERIOD OF ADULT, SUFFERING SMALL AND SUSPECTED FORMS OF TUBERCULOSIS

Smolensk State University (Smolensk).

Summary. The article presents a study of the personal development of adolescents at risk with behavioral disorders weighed down by somatic disability (the presence of small and dying forms of tuberculosis). The results broaden and supplement the clinical and psychological data on the relationship between the individual typological properties of adolescents "aggressiveness", "anxiety" and the level of neuroticism and psychopathy that affect the adaptation and socialization of adolescents with psychosomatic disorders.
Keywords: personal development, adolescence, adolescents, individual-typological properties, neuroticism, psychopathy, tuberculosis.
PREVENTION, THERAPY, CORRECTION, REHABILITATION, MANAGEMENT OF INVESTIGATION AND TREATMENT

N.G. Batueva1, A.Yu. Berezantsev3, S.V. Lubsanova2, T.T. Tudupova2

JUVENILE SUICIDES IN FORENSIC PSYCHIATRIC PRACTICE (ON MATERIALS OF REPUBLIC OF BURYATIA)

1Republican Psychiatric Hospital, 2Buryat State University (Ulan-Ude), 3Alekseev Psychiatric Clinical Hospital № 1 ( Moscow).

Summary. The article presents the results of retrospective analysis of posthumous acts of complex judicial psychological and psychiatric examination of completed suicides of children and adolescents in the Republic of Buryatia for the period 2012-2016. According to the analysis, the structure of the completed is dominated by adolescents (15-17 years) of male, liv ing in rural areas, raised in an incomplete family, enrolled in secondary school. In 21.8% of the cases there was a burdened inheritance suicide in close relatives and every fifth child suicidal had signs of suicidal behavior earlier (suicidal statements, attempts, interest in the topic of suicide). In most of the available cases, the probable causes of suicide are family conflicts. In addition, the analysis allowed to determine the list of missing features that need to be covered in the acts of postmortem examinations of children and adolescents who committed suicide.
Keywords: suicide, teenage suicide, the regional dimension of suicidal behavior, complex forensic psychological and psychiatric examination

F.L. Kutarev1, S.A. Igumnov2

PREDICTORS OF FORMATION OF ALCOHOL DEPENDENCE AS A FORM OF SELF-DESTRUCTIVE BEHAVIOR IN CHILDREN AND ADOLESCENTS

1141st Military Hospital, Federal Medical Biological Agency of Russian Federation, 2The Center for Children Rights Protection (Moscow)

Summary. The research of 156 children and teenagers aged from 12 up to 18 years is conducted. The social factors influencing formation and development of alcoholic problems in children and teenagers have been authentically allocated and ranged: 1. The factors contributing to formation and the development of alcoholic problems: poverty and monotony of leisure; difficult financial position; unstable relationship with relatives; earlier age of the first acquaintance to alcoholic beverages (13,6 years are younger); later age of registration (15,8 years are more senior); extremely conflict relations with people around. 2. The factors which are positively influencing formation of the adequate relation to alcoholic beverages: existence of hobbies (hobby); good and various nutrition; accommodation in full family; later age of the first acquaintance to alcoholic beverages (14,6 years are more senior); earlier age of registration (15 years are younger).
Keywords: alcohol, self-destructive behavior, risk group, children, adolescents, prevention, factors affecting the formation of an adequate attitude to alcohol.

I.A. Gorkovaya, A.V. Miklyaeva

THE RELATIONSHIP BETWEEN HARDINESS AND PERCEIVED SOCIAL SUPPORT IN ADOLESCENTS WITH SENSORY AND MOTOR DISABILITIES

Herzen State Pedagogical University of Russia (St.-Petersburg).

Summary. The article presents the results of a study aimed at identifying the relationship between hardiness and perceived social support in adolescents with sensory and motor disorders (n=155), as well as their healthy peers (n=112). The most significant contribution to the hardiness of adolescents with severe visual or motor impairments is made by the perceived instrumental support, while in the samples of adolescents with moderate sensory and motor disorders and healthy adolescents hardiness is primarily interconnected with perceived emotional support from significant others.
Keywords: hardiness, perceived social support, adolescents, adolescents with visual impairment, adolescents with hearing impairment, adolescents motor impairment.
SHORT COMMUNICATIONS

E.V Semakova1, I.Yu. Mashkova2

CLINICAL AND PSYCHOLOGICAL ANALYSIS OF THE CAUSES OF ISADAPTATION IN CHILDREN WITH AUTISM SPECTRUM DISORDERS

1Smolensk State University, 2Smolensk State Medical University (Smolensk).

Summary. The article presents the results of clinical and psychological examination of children with autism spectrum disorders (ASD). The significant impact of the state of the motor sphere, cerebellar control and vestibular competence, as well as the sensitive sphere on the features of regulation of the basic level was established. Violations of regulation of the basic level are accompanied by various vegetative deviations (in all cases of observations). This has an impact on the adaptive potential of the organism and limits the possibility of environmental adaptation. The article proposes evaluation components can be useful in improving the technology of early intervention for children with ASD.
Keywords: autism spectrum disorder, clinical and psychological analysis, criteria for assessment of topico-functional disorders, individual early intervention program.

A.E. Kolpakova, J.V. Stryapukhina, S.T. Posokhova

CHARACTERISTICS OF THE FAMILY INFORMATION ENVIRONMENT OF ADOLESCENTS WITH A TENDENCY TO DEVIANT BEHAVIOR

St. Petersburg State University (St. Petersburg).

Summary. An important practical task of informatization of society and the family is the study of risk factors for the deviant behavior of adolescents in the information environment. In a study of the relationship of the characteristics of the family information environment and the tendency of adolescents to deviant behavior, the involvement of family members in the Internet space and the degree of their acceptance of the Internet are associated with a tendency to aggressive and unlawful behavior of adolescents. Adolescents with a tendency to auto-aggressive behavior earlier get access to independent use of the Internet with reduced interest in computer games. In families who prefer to receive information from books adolescents are less prone to addictive and unlawful behavior.
Keywords: family, informational environment, adolescents, tendency to deviation, behavior, Internet space

I.S. Yakimanskaya, S.V. Balashova

IDEA ABOUT THE DISEASE AND THE NATUREOF PARENT-CHILD RELATIONS IN FAMILIES OF ADOLESCENTS WITH DIABETES 1 TYPE

Orenburg State Medical University (Orenburg).

Summary. The article presents the results of a study of adolescents with diabetes of the first type, their attitude to the disease, as well as the attitude of the disease of their parents - father and mother. Clinical and psychological, experimental and psychological methods of analysis were used. The results showed that the emotional significance of parents for a teenager is higher than the importance of himself and his friends. He is more dependent on his parents than most of his healthy peers and is not sure that without the support of his parents he can cope with the daily difficulties associated with chronic disease. The article provides recommendations on areas of psycho-correction work with such adolescents. They should be aimed at developing conscious self-control over blood sugar levels, as well as increasing self-esteem and developing communication skills in relationships with peers, the ability to build friendships despite the limitations imposed by the disease and individual differences.
Keywords: ideas about illness, parents of adolescents with type I diabetes.
LITERATURE REVIEWS, LECTIONS, METHODICAL MATHERIALS

O.B. Levkovskaya1,2, Yu.S. Shevchenko2

SUICIDAL BEHAVIOR IN CHILDREN AND ADOLESCENT AGE (LECTURE FOR NON-PSYCHIATRISTS)

1Scientific and Practical Center of Children and Adolescents Mental Health named by G.E. Suhareva, 2Russian Medical Academy of Advanced Education (Moscow).

Summary. The purpose of this lecture is to consider the main, confirmed by scientific research, factors and motives underlying the suicidal crisis and suicidal behavior of children and adolescents. The identification of children and adolescents with a predisposition to suicidal behavior at the stage preceding specialized psychiatric care implies the knowledge of teachers and psychologists of the main triggers and motives that trigger self-destruction. It is the implementation of primary prevention at the pre-medical stage that can reduce the number of suicidal attempts and completed suicides by children and adolescents.
Keywords: suicidal behavior of children and adolescents, factors and motives of suicidal behavior.

V.I. Brutman

PSYCHOGENIC REACTIONS IN PREGNANT WOMEN - PREGNANTOGENIES (LECTURE)

Association of Child Psychiatrists and Psychologists (Moscow).

Summary. This publication reflects the author's opinion on the variety of forms of temporary psychogenic reactions that occurs with women who has a "conflict" (unwanted or overly desirable) pregnancy. Psychopathological conditions, based on the experience of this pregnancy as a stress, are united by the term "pregnantogeny". The author suggests that the nature of pregnantogeny lies in a complex of factors, the main of which is psychological unpreparedness for motherhood. The article presents the classification of the main syndromes of pregnantogeny.
Keywords: The traumatic nature of pregnancy, pregnantogeny, psychological unpreparedness to motherhood, patterns of development of psychotrauma of pregnant women, psychogenic reactions in pregnant women, unwanted pregnancy, conflict with pregnancy

I.V. Gaber1, V.V. Zaretsky2

METHODOLOGICAL AND THEORETICAL BASES FOR ENSURING PSYCHOLOGICAL SAFETY OF EDUCATIONAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

1The Novosibirsk Institute of Advanced Training and Retraining of Education Workers (Novosibirsk). 2Center for the Protection of Children's Rights "Childhood" (Moscow).

Summary. The article discusses the methodological and theoretical basis for ensuring the psychological safety of the educational environment in modern conditions. It considers the structure, types, functions, levels of the educational environment, identifies risks, threats and security resources in the context of the psychological aspect of the educational environment. It is concluded that the analysis performed is necessary for the selection of content and technological tools in the design of activities to ensure the psychological safety of the educational environment.
Keywords: educational environment, ecopsychological approach, psychological security, self-regulation of complex systems, risks and threats, security resources.

E.A. Cekhmejstruk1, T.E. Levickaya1, O.N. Bondar2

TO THE ISSUE OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF SANATORIUM AND HEALTH RESORT TREATMENT OF CHILDREN AND ADOLESCENTS (ANALYTICAL REVIEW)

1National research Tomsk state University, 2Branch TNIIKIF "Siberian Federal scientific-clinical center FMBA of Russia" (Tomsk).

Summary. The article presents the analysis of scientific literature on the problem of psychological support of sanatorium and health resort treatment of children and adolescents. There were noted a shortage of theoretical developments in this field, insufficient consideration of modern trends in the development of the sanatorium sphere, the predominance of a differentiated approach to the organization of psychological support.
Keywords: psychological support, sanatorium and health resort treatment, children and adolescents.
THE RULES FOR SCIENTIFIC WRITINGS