Журнал "Вопросы психического здоровья
детей и подростков"

   
  ENG  

полная версия в pdf-формате  Выпуск 2020 (20), № 1. Содержание номера

ПСИХИАТРИЯ, ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОТЕРАПИЯ, СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И СМЕЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

Е.О. Смирнова, Г.Р. Хузеева

АГРЕССИВНЫЕ ДЕТИ (ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ОЧЕРК)

Московский государственный психолого-педагогический университет, Психологический институт РАО (Москва).

Резюме. В статье рассматривается проблема агрессивности во взаимоотношениях дошкольников. Выделяются различные прямые и косвенные формы вербальной и физической агрессии. Проанализированы психологические особенности детей, склонных к агрессивным проявлениям. Анализируются факторы возникновения агрессии, показано, что социальная ситуация и положение в группе сверстников не играет существенной роли, а низкий уровень игры и произвольной саморегуляции имеет большое значение. Выделены три варианта агрессивности, которые отличаются по форме проявления и наличию/отсутствию мотивации. Объединяет их фиксированность ребенка на себе и неспособность видеть и понимать сверстника.
Ключевые слова: группа дошкольников, детская агрессивность, отношение к сверстнику, индивидуальные варианты детской агрессивности.

Т.В. Уласень

КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ НА АДАПТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ СОЦИОЗАЩИТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

ФГБОУ ВО "Смоленский государственный медицинский университет" (Смоленск).

Резюме. В статье представлены результаты комплексной оценки многостороннего влияния психического здоровья на адаптационные возможности детей и подростков, воспитывающихся в социозащитных учреждениях, свидетельствующие о высокой частоте у них психических непсихотических расстройств (приближается к 90%). Впервые установлена статистически значимая сопряженность между рядом психических расстройств (депрессивным эпизодом, легким когнитивным расстройством, соматоформной вегетативной дисфункцией, смешанными расстройствами эмоций и поведения, гиперкинетическими расстройствами, реактивным расстройством привязанностей в детском возрасте) и перенесенными травматическими событиями. Изучение неспецифических адаптационных реакций организма детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, по сравнению со школьниками свидетельствует о статистически значимой напряженности процессов физиологической адаптации - превалируют реакции стресса и тренировки, облегчающие развитие и декомпенсацию психических и соматических нарушений. Выявлены разные типы выбираемых копинг-стратегий поведения у воспитанников социозащитных учреждений в зависимости от семейного статуса. Полученные результаты в целом свидетельствуют о разных типологических адаптационных профилях воспитанников социозащитных учреждений в зависимости от принадлежности к подгруппе (сироты или дети и подростки, воспитывающиеся в семьях, но оказавшиеся в трудной жизненной ситуации).
Ключевые слова: воспитанники социозащитных учреждений, психическое здоровье, адаптационные возможности.

Е.С. Скворцова, Н.П. Лушкина

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ СРЕДИ РОССИЙСКИХ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ (РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ, ПОСЛЕДСТВИЯ, ПРОБЛЕМЫ)

ФГБУ "Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения" (Москва).

Резюме. В статье представлены результаты проведенного в 2016-2017 гг. выборочного исследования распространенности и особенностей занятий компьютерными играми (КИ) среди сельских подростков-школьников 15-17 лет в 17 регионах из 6 Федеральных округов России. Объем выборки составил 18222 сельских подростка. Распространенность занятий КИ составляла среди мальчиков 76,8, а среди девочек 38,3 из 100 подростков соответствующего возраста и пола, причем 75,3% мальчиков и 51,6% девочек играют в КИ ежедневно, а 10,3% мальчиков и 5,0% девочек - 5 часов и более в сутки. Выявлены возникающие у подростков проблемы в связи с длительным (ежедневно 3 часа и более) времяпрепровождением за КИ.
Ключевые слова: сельские подростки-школьники, распространенность, компьютерные игры.

Ю.А. Шулекина

ОТНОШЕНИЕ УЧАЩИХСЯ 1 И 2 КЛАССОВ К РАБОТЕ С УЧЕБНИКОМ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Институт специального образования и комплексной реабилитации ГАОУ ВО МГПУ (Москва).

Резюме. В статье представлены результаты опроса нормально развивающихся учащихся 1-2-х классов на предмет их отношения к учебнику и оценки специфики работы с ним в учебном процессе. В качестве вспомогательного диагностического средства выступил обобщенно учебник по русскому языку (соответствующие линейки учебников для первых и вторых классов). Посредством опроса изучалось владение детьми функциональными (общеучебными) и специфическими умениями работы с учебником. Показаны статистически значимые различия в сформированности отдельных умений работы с учебником в заявленных выборках.
Ключевые слова: младшие школьники, начальное общее образование, учебник по русскому языку, поликод, знаково-символическая деятельность, чтение.
ПРОФИЛАКТИКА, ТЕРАПИЯ, КОРРЕКЦИЯ, РЕАБИЛИТАЦИЯ, ОРГАНИЗАЦИЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ И ПОМОЩИ

Э.Г. Эйдемиллер1, А.Э. Тарабанов2, Н.В. Александрова1

КРАТКОСРОЧНАЯ АНАЛИТИКО-СЕТЕВАЯ ПСИХОДРАМА (КАСП) ДЕТЕЙ, ПОДРОСТКОВ И ВЗРОСЛЫХ: ДЕЙСТВИЕ И НАРРАТИВ

1ФГБОУ ВО "Северо-Западный государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова" (Санкт-Петербург), 2Институт нейрокоммуникаций и психотерапии (Литва).

Резюме. Краткосрочная аналитико-сетевая психодрама опирается на теоретические основания нейронаук, нейропсихоанализа и акторно-сетевой теории. Психотерапевтический процесс КАСП предполагает реконсолидацию памяти и изменение автобиографического нарратива в игровом взаимодействии участников КАСП. На уровне структур мозга в процессе КАСП происходит латеральная интеграция и изменение гиппокампально-амигдалоидных структур, лежащих в основе эксплицитной (осознаваемой) и имплицитной (неосознаваемой) памяти.
Ключевые слова: краткосрочная аналитико-сетевая психодрама, нейропсихоанализ, автобиографический нарратив, реконсолидация памяти, одушевленные и неодушевленные акторы.

А.А. Северный, Н.М. Иовчук

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ОТГРАНИЧЕНИЯ АУТИЗМА У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ (КЛИНИЧЕСКИЙ ОЧЕРК)

Ассоциация детских психиатров и психологов, ФГБНУ НЦПЗ (Москва).

Резюме. Кратко изложена история рассмотрения проблемы аутизма у детей и подростков. Указаны возможные причины современного учащения диагностики аутистических расстройств в детстве, в том числе размывания границ аутистических расстройств, гипердиагностики как главных причинных факторов, по мнению авторов. Сформулированы основные направления освещения аутистических проявлений в научной литературе. Описаны дифференциально-диагностические подходы к отделению аутизма от различных психопатологических симптомокомплексов в детско-подростковом возрасте.
Ключевые слова: аутизм, расстройства аутистического спектра, гипердиагностика, дифференциальный диагноз, детская шизофрения, депрессия, церебрально-органические расстройства

С.Б. Бабарахимова, В.К. Абдуллаева

ИДЕНТИФИКАЦИЯ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА У ПОДРОСТКОВ С УЧЕТОМ ТИПОВ СЕМЕЙНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

Ташкентский педиатрический медицинский институт (Ташкент, Республика Узбекистан).

Резюме. В статье представлены результаты исследования, которые позволяют выявить группы риска по суицидальной готовности среди подростков с учетом типов семейных взаимоотношений и своевременно оказывать психологическую и психотерапевтическую помощь родителям и детям, прогнозировать суицидальное поведение на самых ранних этапах его формирования. В профилактике подростковых суицидов важная роль принадлежит воспитательному значению семьи и семейных взаимоотношений в формировании гармонично развитой личности.
Ключевые слова: семья, подростки, личностные особенности, эмоциональные расстройства, суицидальное поведение, самоповреждения.
АРХИВ ДЕТСКОЙ ПСИХИАТРИИ, ПСИХОЛОГИИ, СОЦИАЛЬНОЙ И КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ

Е.О. Смирнова

ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ И ОТНОШЕНИЯ К СВЕРСТНИКАМ У ДОШКОЛЬНИКОВ, РАСТУШИХ БЕЗ СЕМЬИ

Психологический институт РАО (Москва).

КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ

Р.Р. Халфина1, Е.В. Сафронова1, А.М. Сафронов2

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СКЛОННОСТИ К ДЕЛИНКВЕНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ ПОДРОСТКОВ

1ФГБОУ ВО "Башкирский государственный университет", 2ФГБОУ ВО "Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы" (Уфа).

Аннотация: Делинквентность детей относится к числу важнейших показателей, характеризующих экономическое, социальное и нравственное благополучие общества. В современной России состояние делинквентности школьников вызывает тревогу у народа, общественности, врачей, педагогов. В своей работе для выявления особенностей делинквентного поведения подростков мы обратились к методикам, которые первоначально показали высокий уровень тревожности, делинквентности, нарушения поведения у подростков. Повторное исследования показало заметное улучшение. Поэтому мы считаем, что коррекция имеет важное место в преодолении делинквентного поведения подростков.
Ключевые слова: подростки, психологическая коррекция, делинквентное поведение

Н.Ф. Гашимзаде1, Г.Н. Мусабекова2, З.Ф. Мусабеков3

ОСОБЕННОСТИ ЭЭГ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

1Медицинский центр "Димед", 2Центр психического здоровья Минздрава АР, 3Азербайджанский медицинский университет (Азербайджан. Баку).

Резюме. В статье рассматривается актуальность проведения нейрофизиологических исследований в психиатрической практике у детей. Цель работы: выявить закономерности на энцефалограмме у детей с расстройствами аутистического спектра. Исследование проводилось на 20 пациентах с РАС и 20 здоровых детях в возрастном диапазоне от 3 до 7 лет. Выявлены следующие закономерности: для всех изученных форм заболеваний общими являются более низкие значения спектральной плотности в альфа-полосе частот, уровень которых зависит от степени нарушения когнитивных функций, и более высокие значения спектральной плотности в бета-полосе частот, а для ряда заболеваний и в тета-полосе частот.
Ключевые слова: дети с расстройствами аутистического спектра, альфа-потенциалы на электроэнцефалограмме, характерные ритмы на электроэнцефалограмме у детей с расстройствами аутистического спектра.

Н.Л. Черная, В.М. Ганузин, Г.С. Маскова, А.Т. Барабошин, Е.В. Шубина, О.Б. Дадаева

ПРИВЕРЖЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ В ПЕРИОДЕ АДАПТАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ

ФГБОУ ВО Ярославский государственный медицинский университет, (Ярославль).

Резюме. В статье рассматриваются вопросы формирования приверженности к здоровому образу жизни у студентов медицинского университета. Проведен социологический опрос среди 100 девушек-первокурсниц в возрасте 17-18 лет. Авторами анализируется приверженность к здоровому образу жизни студентов, находящихся в периоде адаптации к обучению в ВУЗе. Полученные данные позволили выявить факторы риска и причины несоблюдения студентами здорового образа жизни.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, студенты, правильное питание, курение, алкоголь, отношение к половой жизни, физическая активность.
ОБЗОРЫ ЛИТЕРАТУРЫ, ЛЕКЦИИ, МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

А.Н. Фоменко, С.В. Гречаный

НЕМЕДИКАМЕНТОЗНЫЕ МЕТОДЫ ТЕРАПИИ ПОСЛЕРОДОВЫХ АФФЕКТИВНЫХ РАССТРОЙСТВ В АСПЕКТЕ СОХРАНЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ (ОБЗОР ИНОСТРАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ)

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет (Санкт-Петербург).

Резюме: Лечение послеродовых депрессивных (аффективных) расстройств традиционно сопряжено с рядом объективных трудностей, которые определяют низкий уровень обращаемости пациенток за специализированной психиатрической помощью и их некомплаентность. Биологические и психосоциальные изменения, которые происходят у женщины после родов, обязанности по уходу и воспитанию детей создают условия, влияющие на эффективность фармакологических вмешательств. Это обстоятельство побуждает к активному поиску немедикаментозных способов лечения аффективных послеродовых расстройств. В настоящее время одним из наиболее распространенных и изученных методов является психотерапевтическое вмешательство. Кроме того, активно используется психосоциальная интервенция, нормализация сна, физические упражнения, светотерапия, диетотерапия (омега-3 жирные кислоты, фолаты, S-аденозилметионин). Преимущества и недостатки данных методов рассмотрены в обзоре.
Ключевые слова: послеродовые аффективные расстройства (ПАР), тревожные и депрессивные расстройства у беременных, послеродовая депрессия и тревога, психотерапия и психосоциальная интервенция при послеродовой депрессии.

О.В. Киселёва

РОЛЬ СЕМЕЙНЫХ ФАКТОРОВ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ И РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Новосибирский государственный университет (Новосибирск)

Резюме. В статье представлен библиографический анализ роли семейных факторов в развитии детей с нервно-психическими нарушениями и расстройствами аутистического спектра. Проведен сравнительный анализ конструктивных и деструктивных форм взаимодействия в семье с точки зрения ресурсного подхода. Описана саногенная роль семьи в течении и прогнозе нервно-психического расстройства у ребенка, обозначены направления психологической работы с семьей, а также подчеркнута важность комплексного подхода в сопровождении таких семей.
Ключевые слова: семья, нервно-психические расстройства, расстройства аутистического спектра, биопсихосоциальная модель, системный подход, саногенная роль семьи, "здоровые" и "патологические" семьи, ресурсный подход, комплексный подход.

Е.А. Катан

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ОПРОСНИКА НЕБЛАГОПРИЯТНОГО ДЕТСКОГО ОПЫТА ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ПСИХОТРАВМИРУЮЩИХ ФАКТОРОВ В ДЕТСКОМ И ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Оренбургский государственный медицинский университет (Оренбург)

Резюме. Определение психометрической надежности международного опросника неблагоприятного детского опыта (Adverse Childhood Experience - International Questionnaire ACE-IQ- WHOACEIQ) в настоящее время является главным содержанием деятельности ВОЗ, направленной на международное распространение опросника для исследования насилия над детьми в мире и разработке мер противодействия ему. Представлен обзор данных научной литературы последних лет, освещающих результаты этой деятельности.
Ключевые слова: насилие в детстве, пренебрежение в детстве, неблагоприятный детский опыт, опросники.
ОФИЦИАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ, РЕЦЕНЗИИ, ИНФОРМАЦИЯ

ЕЛЕНА ОЛЕГОВНА СМИРНОВА НЕКРОЛОГ

ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ПЕЧАТНЫХ РАБОТ


  RUS  

Full version in PDF format  2020 (20), № 1. CONTENTS

PSYCHIATRY, PSYCHOLOGY, PSYCHOTHERAPY, SOCIAL PEDAGOGICS AND ALLIED DIRECTIONS

E.O. Smirnova, G.R. Huzeeva

AGGRESSIVE CHILDREN (PSYCHOLOGICAL ASSAY)

Moscow State University of Psychology and Education, Psychological Institute of Russian Academy of Education (Moscow).

Summary. The article discusses the problem of aggressiveness in relationships of preschoolers. There are various direct and indirect forms of verbal and physical aggression. The psychological characteristics of children prone to aggressive manifestations are analyzed. The factors in emergence of aggression are analyzed. It is shown that a social situation and a position in a group of peers does not play a significant role, and a low level of play and self-regulation are of high importance. Three variants of aggressiveness are distinguished, which differ in a form of manifestation and a presence / absence of motivation. They are united by a child's fixation on themselves and their inability to see and understand peers.
Keywords: group of preschoolers, children's aggressiveness, attitude to a peer, individual variants of children's aggressiveness.

T.V. Ulasen

INTEGRATED ASSESSMENT OF MENTAL HEALTH INFLUENCE ON ADAPTATION OPPORTUNITIES OF SOCIAL PROTECTIVE INSTITUTIONS

Smolensk State Medical University (Smolensk).

Summary. The article presents the results of a comprehensive assessment of the multilateral impact of mental health on the adaptive capabilities of children and adolescents brought up in social protection institutions, indicating a high incidence of mental non-psychotic disorders (approaching 90%). For the first time, a statistically significant correlation was established between a number of mental disorders (depressive episode, mild cognitive impairment, somatoform vegetative dysfunction, mixed emotional and behavioral disorders, hyperkinetic disorders, reactive childhood attachment disorder) and traumatic events. The study of nonspecific adaptive reactions of the body of children and adolescents who fid themselves in a difficult life situation compared to schoolchildren indicates a statistically significant tension in the processes of physiological adaptation - stress and training reactions prevail that facilitate the development and decompensation of mental and somatic disorders. Different types of selected coping strategies of behavior were revealed among pupils of social protection institutions depending on their marital status. The results obtained generally indicate different typological adaptation profiles of pupils of social protection institutions depending on their membership in a subgroup (orphans or children and adolescents brought up in families, but who find themselves in difficult life situations).
Keywords: pupils of social protection institutions, mental health, adaptive capabilities.

E.S. Skvortsova, N.P. Lushkina

COMPUTER GAMES AMONG RUSSIAN RURAL SCHOOLCHILDREN (PREVALENCE, CONSEQUENCES, PROBLEMS)

Central Research Institute of Health Organization and Informatization (Moscow).

Summary. The article presents the results of a sample study conducted in 2016-2017 on the prevalence and characteristics of computer games (CI) among rural teenagers aged 15-17 years in 17 regions of 6 Federal districts of Russia. The sample size was 18,222 rural adolescents. The prevalence of CI was 76,8 for boys and 38,3 for girls out of 100 adolescents of appropriate age and sex, with 75,3% of boys and 51,6% of girls playing CI daily and 10,3% of boys and 5,0% of girls 5 hours or more per day. Identified emerging problems in adolescents due to the long (daily 3 hours or more) pastime for CI.
Keywords: rural teenagers-schoolchildren, prevalence, computer games.

Ju.A. Shulekina

THE RELATION OF 1st AND 2nd GRADES STUDENTS TO WORK WITH THE TEXTBOOK: COMPARATIVE ANALYSIS

Institute of Special Education and Complex Rehabilitation, Moscow City Pedagogical University (Moscow).

Summary. The article presents the results of a pedagogical survey of normally developing 1st and 2nd grades students about their attitude to the textbook and evaluation of the specifics of working with it in the educational process. A textbook on the Russian language was chosen as an auxiliary diagnostic tool. Through the survey the functional possession general and specific children's skills in reading a textbook were studied. Statistically significant differences in the formation of individual skills of working with the textbook in the claimed samples are shown.
Keywords: primary school students, primary General education, a textbook on the Russian language, polycode, sign-symbolic activity, reading.
PREVENTION, THERAPY, CORRECTION, REHABILITATION, MANAGEMENT OF INVESTIGATION AND TREATMENT

E.G. Eidemiller1, A.E. Tarabanov2, N.V. Alexandrova1

SHORT-TERM ANALYTICAL AND NETWORK PSYCHODRAMA (STANP) OF CHILDREN, ADOLESCENT AND ADULTS: ACTION AND NARRATIVE

1North-WestStateMedical University named after I.I. Mechnikov (St.- Petersburg), 2Institute of Neurocommunications and Psychotherapy (Lithuania)

Summary. Theshort-term analytic-network psychodramais based on the theoretical foundations of neuroscience, neuropsychoanalysis, and actor-network theory. The psychotherapeutic process of STANP involves the reconsolidation of memory and a change in the autobiographical narrative in the game interaction of STAN Pparticipants. At the level of brain structures in the process of STANP lateral integration and change of the hippocampal-amygdaloid structures occurring that underlie explicit (conscious) and implicit (unconscious) memory occurs.
Keywords: short-termanalyticnetworkpsychodrama, neuropsychoanalysis, autobiographicalnarrative, memoryreconsolidation, animateandinanimateactors.

A.A. Severnyy, N.M. Iovchuk

DIFFERENTIAL-DIAGNOSTIC CRITERIA FOR THE DELIMITATION OF AUTISM IN CHILDREN AND ADOLESCENTS (CLINICAL ESSAY)

Association of Child Psychiatrists and Psychologists, Research Center of Mental Health (Moscow).

Summary. A brief history of the consideration of the problem of autism in children and adolescents is stated. The possible reasons for the current increase in the diagnosis of autistic disorders in childhood, including the erosion of the boundaries of autistic disorders, overdiagnosis as the main causal factors, according to the authors, are indicated. The main directions of coverage of autistic manifestations in the scientific literature are formulated. Differential diagnostic approaches to the separation of autism from various psychopathological symptom complexes in children and adolescents are described.
Keywords: autism, autism spectrum disorders, overdiagnosis, differential diagnosis, childhood schizophrenia, depression, cerebral organic disorders.

S.B. Babarakhimova, V.K. Abdullaeva

THE IDENTIFY SUICIDAL RISK IN ADOLESCENTS, TAKING INTO ACCOUNT TYPES OF FAMILY RELATIONSHIP

Tashkent Pediatric Medical Institute (Tashkent, Uzbekistan).

Summary. The article presents the results of the study, which allow to identify risk groups for suicidal readiness among this group of patients, taking into account types of family relationship, and timely provide medical, psychological and psycho-correctional assistance to parents and children, predict suicidal behavior at the earliest stages of its formation. In the prevention of teen suicides an important role belongs to the educational value of the family in the formation of a harmoniously developed personality.
Keywords: family; adolescent; personal characteristic; emotional disorders; suicide behavior; self-harm.
SHORT COMMUNICATIONS

R.R. Khalfina, E.V. Safronova, A.M. Safronov

PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF ANNEALITY TO DELINQUENT BEHAVIOR OF TEENAGERS

Bashkir state University, Bashkir state pedagogical University named after M. Akmulla" (Ufa).

Summary. Delinquency of children is one of the most important indicators characterizing the economic, social and moral well-being of society. In modern Russia, the state of delinquency of schoolchildren is of concern to the people, the public, doctors, teachers. In our work to identify the features of delinquent behavior of adolescents, we turned to methods that initially showed a high level of anxiety, delinquency, behavioral disorders in adolescents. Repeated studies have shown a marked improvement. Therefore, we believe that correction has an important place in overcoming delinquent behavior of adolescents.
Keywords: adolescents, psychological correction, delinquent behavior

N.F. Hashimzade1, G.N. Musabekova2, Z.F.Musabekov3

FEATURES OF EEG IN CHILDREN WITH AUTISM SPECTRUM DISORDERS

1"Dimed" Medical Center, 2Mental Health Center of the Ministry of Health of the AR, 3Azerbaijan Medical University (Azerbaijan. Baku).

Summary. The article states the relevance of neurophysiological research in psychiatric practice of children. Objective: to obtain patterns identified on the electroencephalogram in children with autism spectrum disorders. The study was conducted on 20 patients with ASD and 20 healthy children in the age range from 3 to 7 years. A routine EEG was performed on a computerized electroencephalograph. Typical signs were found in children with autism spectrum disorders. For all studied forms of diseases observed lower spectral density values in the alpha frequency band, the level of which depends on the degree of cognitive impairment, and higher spectral density values in the beta frequency band, and for a number of diseases in the theta frequency band, are common.
Keywords: children with autism spectrum disorders, alpha-potentials on an electroencephalogram, characteristic rhythms on an electroencephalogram in children with autism spectrum disorders.

N.L. Chernaya, V.M. Ganuzin, G.S. Maskova, A.T. Baraboshin, E.V. Shubina, O.B. Dadaeva

STUDENT'S COMMITMENT TO A HEALTHY LIFESTYLE IN THE PERIOD OF THEIR ADAPTATION TO STUDYING AT HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Yaroslavl State Medical University (Yaroslavl).

Summary. The article discusses the formation of a healthy lifestyle among university students. A sociological survey was conducted among 100 girls aged 17-18 years. The authors analyze the sample of students who are in the period of adaptation to studies at the university as well as factors that affect their commitment to a healthy lifestyle. The obtained data allowed us to identify negatively influencing factors and other causes that prevent students from leading a healthy lifestyle.
Keywords: healthy lifestyle, students, proper nutrition, smoking, alcohol, sexual relations, physical activity.
LITERATURE REVIEWS, LECTIONS, METHODICAL MATHERIALS

A.N. Fomenko, S.V. Grechany

NON-DRUG METHODS OF TREATMENT OF POSTPARTUM AFFECTIVE DISORDERS IN THE ASPECT OF PRESERVING CHILDREN'S MENTAL HEALTH (LITERATURE REVIEW)

St.-Petersburg State Pediatric Medical University (St.-Petersburg).

Summary. Treatment of postpartum depressive (affective) disorders is traditionally associated with a number of objective difficulties, which determine the low level of referral of patients for specialized psychiatric care and their lack of compliance. Biological and psychosocial changes that occur in women after childbirth, responsibilities for the care and upbringing of children create conditions that affect the effectiveness of pharmacological interventions. This circumstance encourages an active search for non-drug methods of treating affective postpartum disorders. Currently, one of the most common and studied methods is psychotherapeutic intervention. In addition, psycho-social intervention, normalization of sleep, exercise, light therapy, diet therapy (omega-3 fatty acids, folates, S-adenosylmethionine) are actively used. The advantages and disadvantages of these methods are discussed in the review.
Keywords: postpartum affective disorders, anxiety and depressive disorders in pregnant women, postpartum depression and anxiety, psychotherapy and psychosocial intervention in postpartum depression.

O.V. Kiseleva

THE ROLE OF FAMILY FACTORS IN THE DEVELOPMENT OF CHILDREN WITH NEUROPSYCHIATRIC DISORDERS AND AUTISM SPECTRUM DISORDERS

Novosibirsk State University (Novosibirsk).

Summary. The article presents a bibliographic analysis of the role of family factors in the development of children with neuropsychiatric disorders and autism spectrum disorders. A comparative analysis of the constructive and destructive forms of interaction in family from the perspective of the resource approach is carried out. The sanogenic role of the family in the course and prognosis of neuropsychiatric disorder in the child is described, the directions of psychological work with the family are indicated,and the importance of an integrated approach in accompanying such families is emphasized.
Keywords: family, neuropsychiatric disorders, autism spectrum disorders, biopsychosocial model, systematic approach, sanogenic role of the family, "healthy" and "pathological" families, resource approach, integrated approach.

E.A. Katan

PURPOSE OF INTERNATIONAL QUESTIONNAIRE ADVERSE CHILDHOOD EXPERIENCES TO IDENTIFY PSYCHOTRAUMATIC FACTORS IN CHILDHOOD AND ADOLESCENCE

Orenburg State Medical University (Oreburg).

Summary. Data on long-term clinical consequences in the field of mental health associated with child abuse are presented. The definitions of the main forms of abuse in childhood are given and the basic psychometric techniques for adult retrospective assessment of prevalence, severity and combination of psychotraumatic childhood events are reviewed.
Keywords: child abuse, childneglect, adverse childhood experience, questionnaire.
THE RULES FOR SCIENTIFIC WRITINGS