Журнал "Вопросы психического здоровья
детей и подростков"

   
  ENG  

полная версия в pdf-формате  Выпуск 2023 (23), №3. Содержание номера

ПСИХИАТРИЯ, ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОТЕРАПИЯ, СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И СМЕЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

А.А.Пичиков1, Д.И. Тихомиров1, Т.А. Саломатина2, Р.В. Гребенщикова1, Л.В. Лукина1, Л.Р. Ахмерова1, Ф.Ю. Фомин3, Д.И. Громыко1, Ю.В. Попов1

ВЗАИМОСВЯЗЬ КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК С ИЗМЕНЕНИЯМИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СВЯЗАННОСТИ В СЕТЯХ СОСТОЯНИЯ ПОКОЯ У ДЕВУШЕК-ПОДРОСТКОВ С НЕРВНОЙ АНОРЕКСИЕЙ

1ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и неврологии им. В.М. Бехтерева", 2Российский научно-исследовательский нейрохирургический институт им. профессора А.Л. Поленова (Санкт-Петербург), 3ООО "Нейрософт" (Иваново).

Резюме. Введение: В работе был проведен анализ клинико-психологических характеристик у девушек-подростков с ограничительным и очистительным типами нервной анорексии (НА). Представлены результаты МР-морфометрии головного мозга, а также результаты анализа функциональной связанности в состояния покоя и ее связи с особенностями пищевого поведения и симптоматологии расстройства. Целью исследования является определение изменений функциональной связанности между различными областями головного мозга в состоянии покоя у девушек-подростков при ограничительном и очистительном типе НА и их связи с нейропсихологическими, интероцептивными и клиническими особенностями. Материал и методы: Обследовано 62 пациентки с НА в возрасте от 14 до 19 лет, которые были разделены на две группы: ограничительный (n=34) и очистительный (n=28) тип. Группу контроля составили 29 здоровых добровольцев. Все участники были протестированы с помощью набора психометрических тестов и прошли функциональную МРТ в состоянии покоя. Были проанализированы различия связанности между регионами интереса, входящими, в том числе, в сеть значимости, дефолтную и визуальную сеть. Был проведен корреляционный анализ для нахождения связи обнаруженных изменений с клиническими и психопатологическими показателями. Результаты: Были выявлены изменения функциональной связанности между регионами дефолтной сети и сети значимости, а также различными областями островка и регионами головного мозга в состоянии покоя у пациенток с ограничительным и очистительным типами НА. Показатели связанности островка коррелировала с уровнем интероцептивной точности, импульсивности и недовольства своим телом. Особенности исполнительного функционирования не коррелировали с выявленными изменениями связанности. Заключение: Наши результаты свидетельствуют о том, что функциональные аномалии головного мозга при НА связаны с определенными областями, которые участвуют в обработке соматосенсорной и зрительно-пространственной информации. Получены данные о различиях в связанности между регионами головного мозга, обусловливающими самореферентное мышление, тормозный контроль и чувствительность к вознаграждению и, вероятно, определяющими выраженность ограничительных/очистительных паттернов пищевого поведения.
Ключевые слова: нервная анорексия, подростки, связанность, исполнительные функции, интероцепция

К.А. Шарина

БАЗИСНЫЕ УБЕЖДЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ С НЕНОРМАТИВНЫМ ИНДЕКСОМ МАССЫ ТЕЛА

Пензенский государственный университет ( Пенза).

Резюме. В статье рассматриваются вопросы базисных убеждений и нарушений пищевого поведения учащихся с ненормативным индексом массы тела, а именно с избыточной массой тела. В практической части статьи приводится исследование с использованием метода математической обработки данных, который доказывает существование значимых различий между выделенными группами испытуемых, т. е. группа с избыточной массой тела показала б?льшую выраженность нарушений пищевого поведения, а также низкую ценность своего "Я".
Ключевые слова: пищевое поведение, нарушения пищевого поведения, индекс массы тела, ненормативный индекс массы тела, базисные убеждения, учащиеся.

Е.В. Булычева

НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РИСКА ФОРМИРОВАНИЯ СТРЕССА У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ФГБОУ ВО "Оренбургский государственный медицинский университет" (Оренбург).

Резюме. Полученные данные подтверждают тот факт, что профилактическая деятельность в области предупреждения развития заболеваний психической сферы должна проводиться путем создания внутренней установки учащихся на снижение восприимчивости к стрессорам, формирующим психоэмоциональное неблагополучие. Перспективным направлением является определение исходных биологических установок центральной нервной системы к действующим факторам: сила, лабильность и подвижность нервных процессов, которые определяют поведение ребенка при действии стрессоров. В этой связи, для определения типа высшей нервной деятельности предлагается использовать показатели, которые регистрируются методами, используемыми в центрах здоровья при проведении профилактических осмотров. В качестве показателя, характеризующего лабильность нервного процесса рекомендуется использовать LF , определяемый вариационной кардиоритмографией, а подвижность - индекс вагосимпатического взаимодействия также регистрируемым вариационной кардиритмографией, силу нервных процессов - по устойчивости нервной реакции, измеряемой вариационной хронорефлексометрией.
Ключевые слова: дети и подростки, стресс, тип регуляции.

А.Д. Камшилина, Т.В. Уласень

ФАКТОРЫ САМОВОЛЬНОГО ОТЛУЧЕНИЯ ИЗ ДОМА У ПОДРОСТКОВ ИЗ ДИСФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СЕМЕЙ

ФГБОУ ВО "Смоленский государственный медицинский университет" (Смоленск).

Резюме. В статье представлены результаты исследования взаимосвязи локус контроля и социальной желательности с семейными взаимоотношениями у подростков, самовольно отлучающихся из дома. В исследовании приняли участие 60 человек в возрасте от 14 до 17 лет: 30 несовершеннолетних подростков, самовольно отлучающихся из дома и 30 подростков с просоциальной ориентацией. Выявлено, что авторитарный и подавляющий стили воспитания приводят к формированию экстернального типа локус-контроля и низкого уровня социальной желательности, что снижает уровень психической саморегуляции и может приводить к формированию девиантного поведения.
Ключевые слова: девиантное поведение, локус-контроль, социальная желательность, стили воспитания

И.В. Полякова

УРОВЕНЬ АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКА ПРИ РАЗНОМ УРОВНЕ ОБУЧЕННОСТИ И ВОСПИТАННОСТИ

Смоленский государственный университет (Смоленск).

Резюме. В статье приводятся результаты исследования агрессивности подростков, обучающихся в образовательных учреждениях с различным статусом: гимназии и сменной общеобразовательной школе. В исследовании были использованы опросник уровня агрессивности Басса-Дарки и методика "Агрессивное поведение" Е.П. Ильина, П.А. Ковалева. Установлены различные специфические особенности проявления агрессивных и враждебных форм поведения для обеих групп: учащиеся с высоким уровнем обученности и воспитанности проявляют низкий и средний уровень выраженности агрессивных и враждебных реакций; учащиеся с низкими результатами учебной деятельности и поведения проявляют в основном высокий уровень агрессивности.
Ключевые слова: подросток, личность, поведение, агрессивность, враждебность, обученность, воспитанность, сознание, самореализация.
ПРОФИЛАКТИКА, ТЕРАПИЯ, КОРРЕКЦИЯ, РЕАБИЛИТАЦИЯ, ОРГАНИЗАЦИЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ И ПОМОЩИ

М.Ю. Городнова

ГЕШТАЛЬТ-ПОДХОД В ПСИХОТЕРАПИИ ДИАДЫ МАТЬ-РЕБЕНОК В ПРЕВЕНЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ

ФГБОУ ВО "Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова" (Санкт-Петербург).

Резюме. Психотерапия диады является приоритетным направлением детской психотерапии, позволяющей на ранних этапах корректировать нарушенный способ формирования навыка осознавания у ребенка. Раскрыто понятие диалогического присутствия и включенности в терапевтической среде как основного условия и техники в гештальт-терапии диады.
Ключевые слова: психотерапия, гештальт-терапия, диада, присутствие, включенность, диалог.

А.В. Куликов, Е.Е. Балакирева, А.А. Коваль-Зайцев, Н.А. Киренкова, С.Г. Никитина, Н.С. Шалина

ДНЕВНОЙ СТАЦИОНАР - ЭФФЕКТИВНЫЙ МАРШРУТ ВЕДЕНИЯ ПАЦИЕНТОВ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (ОБСЛЕДОВАНИЕ, ЛЕЧЕНИЕ, (РЕ)АБИЛИТАЦИЯ)

ФГБНУ "Научный центр психического здоровья" (Москва).

Резюме. В статье рассказывается об истории создания дневного стационара в ФГБНУ НЦПЗ как эффективного маршрута ведения пациентов дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра, обосновывается необходимость комплексного командного подхода и максимально раннего вмешательства с проведением медикаментозной терапии. Особое внимание уделяется реализации персонализации, партисипативности, предикции, превентивности, комплексному использованию медикаментозных и немедикаментозных методов лечения.
Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, маршрут ведения, комплексный подход, терапия, (ре)абилитация.

Г.А. Перминова

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ В ВЫЕЗДНОЙ ПАЛЛИАТИВНОЙ СЛУЖБЕ ДЕТСКОГО ХОСПИСА "ДОМ С МАЯКОМ"

Благотворительное медицинское частное учреждение Детский хоспис "Дом с маяком" (Москва).

Резюме. В статье рассмотрены вопросы организации психолого-педагогического сопровождения детей с паллиативным статусом в выездной службе Детского хосписа "Дом с маяком". Основной целью психолого-педагогического сопровождения детей, имеющих паллиативный статус, является создание условий для жизни ребенка в соответствии с его возрастом и уровнем развития в домашней среде. Основным фокусом работы является поддержка качества жизни ребенка и семьи. Для оценки возможностей ребенка используются методы диагностики сенсорных систем, а также двигательных и коммуникативных навыков.
Ключевые слова: выездная паллиативная служба, детский хоспис, развивающая среда, множественные нарушения развития, активность, участие, коммуникация.

А.Г. Кощавцев, С.В. Гречаный

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПСИХОТЕРАПИИ ПРИ ДЕПРЕССИВНОМ СИНДРОМЕ РОДИЛЬНИЦ

Санкт-Петербургский педиатрический медицинский университет (Санкт-Петербург).

Резюме. Обследованы 93 матери с депрессивным синдромом родильниц ("blues"). "Блюз" - это депрессивная реакция, связанная с репродуктивным циклом женщины и нарушениями отношений матери и ребенка. Результаты использования разных методик интервенции при депрессивном синдроме родильниц (и в разном их сочетании) дают основание говорить о большей эффективности комплекса методик, включающих рациональные техники совладания с переживаниями и жизненными трудностями, программу поддержки грудного вскармливания и методику видеообратной связи, по сравнению с группой поддержки грудного вскармливания.
Ключевые слова: PPD, депрессивный синдром родильниц, "блюз", эффективность психотерапии.
АРХИВ ДЕТСКОЙ ПСИХИАТРИИ, ПСИХОЛОГИИ, СОЦИАЛЬНОЙ И КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ

Б.В. Воронков

К 120-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ПРОФЕССОРА С.С. МНУХИНА.

Центр восстановительного лечения "Детская психиатрия" им. С.С. Мнухина (Санкт-Петербург).

ОБЗОРЫ ЛИТЕРАТУРЫ, ЛЕКЦИИ, МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

М.А. Калинина, Е.Е. Балакирева, Г.В. Козловская, С.Г. Никитина, Т.Е. Блинова, О.В. Шушпанова, Н.И. Голубева, М.В. Иванов, И.А. Марголина, Н.В. Платонова, А.В. Куликов, А.А. Коваль-Зайцев, Н.С. Шалина

ДЕТСКИЙ АУТИЗМ - ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И НОВЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

ФГБНУ "Научный центр психического здоровья" (Москва).

Резюме. В статье представлен обзор отечественной и зарубежной литературы, посвященный развитию представлений о феномене аутистических нарушений. Анализируется динамика научных представлений в соответствие с накоплениями новых данных о клинике, течении, прогнозе. Сделаны попытки выявить в литературе различия между различными вариантами аутистических нарушений в зависимости от типологии раннего периода развития.
Ключевые слова: дети, аутистические расстройства, шизофрения, ранний детский аутизм, аутистические синдромы, синдром Каннера, синдром Аспергера, дизонтогенез.

Ю.Е. Куртанова, А.М. Щербакова, Ю.А. Бурдукова, Е.С. Зорина, О.В. Белозерская, Н.С. Лыкова, В.Д. Щукина, А.А. Бриллиантова

ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ В ДЕТСКОЙ ОНКОЛОГИИ (ОБЗОР)

Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Флагманская площадка проекта госпитальных школ России "УчимЗнаем", Институт возрастной физиологии Российской академии образования" (ФГБНУ "ИВФ РАО") (Москва).

Резюме. Психосоциальная реабилитация в детской онкологии является важным компонентом в комплексном лечении. В рамках данной статьи авторы рассматривают основные психологические и социальные проблемы, с которыми сталкиваются дети с онкологическими заболеваниями и их семьи, а также методы и подходы психосоциальной реабилитации в детской онкологии как в зарубежной, так и отечественной науке и практике. Цель данной статьи - повышение осведомленности о психосоциальной реабилитации детей с онкологическими заболеваниями и их семей, направленной на повышение качества их жизни и успешность социальной реинтеграции после продолжительного лечения.
Ключевые слова: психосоциальная реабилитация, детская онкология, онкопсихология, дети с онкологическими заболеваниями.
ОФИЦИАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ, РЕЦЕНЗИИ, ИНФОРМАЦИЯ

НЕКРОЛОГ БОРИС ВАСИЛЬЕВИЧ ВОРОНКОВ

ОБ УЧИТЕЛЕ

ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ПЕЧАТНЫХ РАБОТ


  RUS  

Full version in PDF format  2023 (23), № 3. CONTENTS

PSYCHIATRY, PSYCHOLOGY, PSYCHOTHERAPY, SOCIAL PEDAGOGICS AND ALLIED DIRECTIONS

A.A. Pichikov1, D.I. Tikhomirov1, T.A. Salomatina2, R.V. Grebenshchikova1, L.V. Lukina1, L.R. Akhmerova1, F.Yu. Fomin3, D.I. Gromyko1, Yu.V. Popov1

RELATIONSHIP BETWEEN CLINICAL AND PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS AND CHANGES OF FUNCTIONAL CONNECTIVITY IN RESTING STATE NETWORKS AMONG ADOLESCENT GIRLS WITH ANOREXIA NERVOSA

1V.M. Bekhterev National Medical Research Center for Psychiatry and Neurology, 2Russian Research Neurosurgical Institute n.a. prof. A.L.Polenov (St. Petersburg), 3Neurosoft Ltd. (Ivanovo).

Summary. The study analyzed clinical and psychological characteristics in adolescent girls with restrictive and purging types of anorexia nervosa (AN). The results of MR brain morphometry are presented, as well as the results of the analysis of functional connectivity in the resting state and its relation to the features of eating behavior and symptomatology of the disorder. The aim of the study is to determine the changes in functional connectivity between different brain regions at rest in adolescent girls with restrictive and purging type of anorexia nervosa and their relationship with neuropsychological, interoceptive and clinical features. Material and methods. 62 female patients with HA aged 14 to 19 years were examined and divided into two groups: restrictive (n=34) and purging (n=28) type. The control group consisted of 29 healthy volunteers. All participants were tested with a set of psychometric tests and underwent resting-state functional MRI. Differences in connectivity between regions of interest including the significance network, default and visual network were analyzed. Correlation analysis was performed to find the association of the detected changes with clinical and psychopathologic measures. Results. Changes in functional connectivity between regions of the default and salience networks, as well as different insula regions and brain regions were identified in resting state in patients with restrictive and purging types of NA. Indicators of insula connectivity correlated with the level of interoceptive accuracy, impulsiveness, and dissatisfaction with one's body. The features of executive functioning did not correlate with the identified changes in connectivity. Conclusion. Our results suggest that functional brain abnormalities in NA are associated with specific regions that are involved in processing somatosensory and visual-spatial information. We obtained evidence of differences in connectivity between brain regions that condition self-referential thinking, inhibitory control, and reward sensitivity, and likely determine the severity of restrictive/purging patterns of eating behavior.
Keywords: anorexia nervosa, adolescents, connectivity, executive functions, interoception

K.A. Sharina

BASIC BELIEFS IN STUDENTS WITH ABNORMAL BODY MASS INDEX

Penza State University (Penza).

Summary. The article deals with the issues of basic beliefs and eating disorders of students with non-normative body mass index, namely, overweight. The practical part of the article presents a study using the method of mathematical data processing, which proves the existence of significant differences between the selected groups of subjects, i.e. the overweight group showed a greater severity of eating disorders, as well as a low value of their "I".
Keywords: eating behavior, eating disorders, body mass index, abnormal body mass index, basic beliefs, students.

E.V. Bulycheva

NEUROPHYSIOLOGICAL RISK FACTORS FOR STRESS FORMATION IN SCHOOL-AGE CHILDREN AND ADOLESCENTS

Orenburg State Medical University (Orenburg).

Summary. The data obtained confirm the fact that preventive activities in the field of preventing the development of mental illnesses should be carried out by creating an internal attitude of students to reduce susceptibility to stressors that form psychoemotional distress. A promising direction is to determine the initial biological attitudes of the central nervous system to the acting factors: strength, lability and mobility of nervous processes that determine the behavior of a child under the action of stressors. In this regard, to determine the type of higher nervous activity, it is proposed to use indicators that are recorded by methods used in health centers during preventive examinations. As an indicator characterizing the lability of the nervous process, it is recommended to use LF, determined by variational cardiorhythmography, and mobility - the index of vagosympathetic interaction also recorded by variational cardiorhythmography, the strength of nervous processes - by the stability of the nervous reaction, measured by variational chronoreflexometry.
Keywords: children and adolescents, stress, type of regulation

A.D. Kamshilina, T.V. Ulasen

FACTORS OF SELF-WITHDRAWAL FROM HOME IN ADOLESCENTS FROM DYSFUNCTIONAL FAMILIES

Smolensk State Medical University (Smolensk).

Summary. The article presents the results of a study of the relationship between locus of control and social desirability and family relationships in adolescents who are involuntarily absent from home. Sixty people between the ages of 14 and 17 took part in the study: 30 adolescents who were AWOL and 30 adolescents with a prosocial orientation. It was found that an authoritarian and repressive parenting style leads to the formation of an externalizing type of locus of control and a low level of social desirability, which reduces the level of mental self-regulation and can lead to the formation of deviant behavior.
Keywords: deviant behavior, locus control, social desirability, parenting styles.

I.V. Polyakovа

THE LEVEL OF AGGRESSIVENESS OF A TEENAGER WITH DIFFERENT LEVELS OF TRAINING AND UPBRINGING

Smolensk State University (Smolensk).

Summary. The article presents the results of a study of the aggressiveness of adolescents studying in educational institutions with different status: gymnasium and shift secondary school. The study used a questionnaire of the level of aggressiveness of Bass-Darki and the method "Aggressive behavior" by E.P. Ilyin, P.A. Kovalev. Various specific features of the manifestation of aggressive and hostile forms of behavior for both groups have been established: students with a high level of training and upbringing show a low and medium level of severity of aggressive and hostile reactions; students with low results of educational activities and behavior show mainly a high level of aggressiveness.
Keywords: teenager, personality, aggressiveness, hostility, education, upbringing, consciousness, self-realization.
PREVENTION, THERAPY, CORRECTION, REHABILITATION, MANAGEMENT OF INVESTIGATION AND TREATMENT

M.Yu. Gorodnova

GESTALT APPROACH IN THE PSYCHOTHERAPY OF THE MOTHER-CHILD DYAD IN THE PREVENTION OF MENTAL DISORDERS

North-Western State Medical University named after I.I. Mechnikov (Saint Petersburg).

Summary. Psychotherapy of the mother-child dyad is a priority area of child psychotherapy, which allows you to correct the disturbed way of forming the skill of awareness in a child at an early stage. The concept of dialogical presence and inclusiveness in the therapeutic environment as the main condition and technique in the mother-child dyad gestalt therapy is revealed.
Keywords: psychotherapy, gestalt therapy, dyad, presence, inclusiveness, dialogue.

A.V. Kulikov, E.E. Balakireva, A.A. Koval'-Zaytsev, N.A. Kirenkova, S.G. Nikitina, N.S. Shalina

A DAY HOSPITAL IS AN EFFECTIVE ROUTE FOR MANAGING PRESCHOOL PATIENTS WITH AUTISM SPECTRUM DISORDERS (EXAMINATION, TREATMENT, (RE)HABILITATION)

Mental Health Research Centre (Moscow).

Summary. The article tells about the history of the creation of a day hospital at the FSBSI "Mental health research centre" as an effective route for managing preschool patients with autism spectrum disorders, substantiates the need for an integrated team approach and the earliest possible intervention with drug therapy. Particular attention is paid to the implementation of personalization, participatory, predictive, preventive, complex use of drug and non-drug methods of treatment.
Keywords: autism spectrum disorders, management route, integrated approach, therapy, (re)habilitation.

G.A. Perminova

PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF CHILDREN IN PALLIATIVE CARE IN "THE LIGHTHOUSE" CHILDREN'S HOSPICE

"The Lighthouse" Children's Hospice (Moscow).

Summary. This article describes the organization of psychological and pedagogical support for children with life-limiting conditions in the Lighthouse Children's Hospice. The main goal of psychological and pedagogical support for children is to enhance quality of life for the children accordance with his age and level of development in the home environmentand support for the family. To assess the child's abilities are used methods of diagnosing sensory systems, as well as motor and communication skills.
Keywords: Palliative care, children's hospice, hospice at home, environment, multiple disorders, engagement, activity, communication.

A.G. Koshchavtcev, S.V. Grechany

EVALUATION OF THE EFFECTIVENESS OF PSYCHOTHERAPY FOR BLUES SYNDROM

Saint Petersburg Pediatric Medical University (Saint Petersburg).

Summary. Surveyed 93 mothers with blues syndrome. The blues syndrome is a depressive reaction associated with the reproductive cycle of a woman and a violation of the mother-child relationship. The results of using different intervention methods (and in their various combinations) give grounds to speak about the greater effectiveness of a set of methods, including rational techniques for coping with experiences and life difficulties and a video feedback method, compared with a breastfeeding support group.
Keywords: PPD, blues, psychotherapy effectiveness.
LITERATURE REVIEWS, LECTIONS, METHODICAL MATHERIALS

M.A. Kalinina, E.E. Balakireva, G.V. Kozlovskaya, S.G. Nikitina, T.E. Blinova, O.V. Shushpanova, N.I. Golubeva, M.V. Ivanov, I.A. Margolina, N.V. Platonova, A.V. Kulikov, A.A. Koval-Zaitsev, N.S. Shalina

CHILDREN'S AUTISM - HISTORICAL ASPECTS AND NEW PERSPECTIVES

Mental Health Research Center (Moscow).

Summary. The article presents a review of domestic and foreign literature devoted to the development of ideas about the phenomenon of autistic disorders. The dynamics of scientific ideas is analyzed in accordance with the accumulation of new data about the clinic, course, prognosis. Attempts are made to identify differences in the literature between different variants of autistic disorders, depending on the typology of the early period of development.
Keywords: children, schizophrenia, autistic syndromes, Kanner syndrome, Asperger syndrome, early childhood autism, dysontogenesis.

Yu.E. Kurtanova, A.M. Shcherbakova, Yu.A. Burdukova, E.S. Zorina, O.V. Belozerskaya, N.S. Lykova, V.D. Shchukina, A.A. Brilliantova

PSYCHOSOCIAL REHABILITATION IN PEDIATRIC ONCOLOGY (REVIEW)

Moscow State University of Psychology & Education, "We Teach/They Learn" Project of Hospital Schools of Russia, Institute of Developmental Physiology of the Russian Academy of Education (Moscow).

Summary. Psychosocial rehabilitation in pediatric oncology is an important component in complex treatment. Within the framework of this article, the authors consider the main psychological and social problems faced by children with cancer and their families, as well as methods and approaches of psychosocial rehabilitation in pediatric oncology, both in foreign and domestic science and practice. The purpose of this article is to raise awareness of the psychosocial rehabilitation of children with cancer and their families, aimed at improving their quality of life and the success of social reintegration after long-term treatment.
Keywords: psychosocial rehabilitation, pediatric oncology, oncopsychology, children with cancer.
THE RULES FOR SCIENTIFIC WRITINGS