Журнал "Вопросы психического здоровья
детей и подростков"

   
  ENG  

полная версия в pdf-формате  Выпуск 2023 (23), №4. Содержание номера

ПСИХИАТРИЯ, ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОТЕРАПИЯ, СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И СМЕЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

Л.Ж. Аттаева1, И.В. Макаров2,3

КЛИНИКО-ДИНАМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СТЕРЕОТИПИЙ ПРИ КАТАТОНИИ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ

1Психоневрологический диспансер № 15 - филиал ГБУЗ "Психиатрическая клиническая больница № 1 им. Н.А. Алексеева (Москва), 2ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и неврологии им. В.М. Бехтерева", 3ФГБОУ ВО "Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова" (Санкт-Петербург).

Резюме. В сравнительном клинико-катамнестическом исследовании с целью установления клинических и динамических характеристик стереотипий при кататонических и кататоно-регрессивных расстройствах (КРР) в детском возрасте были проанализированы результаты мониторинга эпикризов, амбулаторных карт (в ретроспективной группе) и опроса родителей (в проспективной группе) стереотипий у 844 детей с шизофренией детского возраста (ШДВ) и атипичным детским аутизмом (АДА) в возрасте от 3 до 10 лет. В качестве основных методов выступили: социально-демографический, клинический, динамический, статистический. В результате для большей доли детей с КРР были характерны повторяющиеся действия в виде двигательных, речевых стереотипий, стереотипий, направленных на самоповреждения, а также различные варианты стереотипий в виде нефункциональных ритуалов и привычек. У детей с КРР трудно прервать стереотипное поведение или отвлечь их во время повторяющихся действий. Стереотипии имели тяжелую степень выраженности с незначительным, статистически не значимым динамическим их усугублением по таким параметрам, как степень отвлечения и влияние на социализацию ребенка. Установление клинических и динамических характеристик стереотипий при КРР показало их начало в 5-6 лет. Возраст начала стереотипий у детей с КРР в проспективной и ретроспективной группах значимо не отличался. При КРР стереотипии оставались в стабильных формах их проявлений в течение многих лет. В обеих группах повторяющееся и ограниченное поведение чаще всего имело сочетанную форму стереотипий. Во всех группах стереотипии имели тяжелую степень выраженности, что оказывало негативное влияния на повседневные социальные отношения детей со сверстниками и взрослыми.
Ключевые слова: кататония, кататоно-регрессивное расстройство, шизофрения детского возраста, атипичный аутизм, стереотипии, ритуалы, повторяющееся поведение, динамика.

С.В. Бизюкевич1, Э.П. Станько1, С.А Игумнов2

НАРУШЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА, АССОЦИИРОВАННЫМИ С ПОЛИМОРФИЗМОМ ГЕНОВ ФОЛАТНОГО ЦИКЛА

1УО "Гродненский государственный медицинский университет" (Гродно). 2Республиканский научно-практический центр психического здоровья (Минск).

Аннотация. В статье представлены результаты изучения распределения генов фолатного цикла у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) в зависимости от степени нарушений их интеллектуального развития. Установлены нарушения различной степени выраженности интеллектуального развития у детей с РАС. Результаты молекулярно-генетического исследования показали, что дети с РАС в 98% (100 случаев) являются носителями генотипов по мутантной аллели и только в 2 случаях (1,1%) были выявлены гомозиготы по дикому типу. При анализе распределения полиморфизмов генов фолатного цикла в зависимости от тяжести нарушений интеллектуального развития у детей с РАС статистически значимые результаты получены для распределения гетерозиготных и гомозиготных генотипов по мутантному аллелю полиморфизма C677T гена MTHFR.
Ключевые слова: аутизм, расстройства аутистического спектра, нарушения интеллектуального развития, полиморфизм генов фолатного цикла.

И.А. Горьковая, С.В. Семенова

КОМПЛЕКС "НЕПОЛНОЦЕННОСТИ" И РИСК СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

ФГБОУ ВО Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет (Санкт-Петербург).

Резюме. В статье проведен теоретический обзор детерминант суицидального риска у подростков, отмечается противоречивость данных о самооценке подростков с девиантным поведением и крайне ограниченное количество исследований с изучением вклада самооценки в суицидальный риск. При обследовании 63 подростков 14-17 лет с девиантным поведением выявилось, что комплекс "неполноценности" встречается практически у половины подростков. Эмпирически доказано отсутствие статистически значимых взаимосвязей между различными аспектами самооценки и показателями суицидального риска у подростков с девиантным поведением вне зависимости от факта наличия/отсутствия комплекса "неполноценности".
Ключевые слова: комплекс "неполноценности", риск суицидального поведения, обобщенные самооценки, подростки, девиантное поведение.

И.Н. Власенкова, Е.М. Маслова

ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗА СОБСТВЕННОГО ТЕЛА У ПОДРОСТКОВ С РИСКОМ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РАССТРОЙСТВ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ

ФГБОУ ВПО МГППУ "Московский государственный психолого-педагогический университет" (Москва).

Резюме. В статье представлено исследование особенностей образа тела у подростков с риском развития расстройств пищевого поведения. В исследовании использовался метод опроса, всего 6 методик: Eating Attitudes Test (EAT-26), Опросник образа собственного тела О.А. Скугаревского и С.В. Сивухи (ООСТ); Шкала оценки уровня удовлетворенности собственным телом (ШУСТ) О.А. Скугаревского, Шкала Штункарда, Торонтская шкала алекситимии (TAS-20), Опросник перфекционизма Н.Г. Гаранян и А.Б. Холмогоровой. В ходе исследования выявлено, что подростки с риском развития расстройств пищевого поведения по сравнению с контрольной группой имеют выраженное нарушение образа тела, выраженный уровень перфекционизма и алекситимии.
Ключевые слова: подростки, образ тела, нарушение пищевого поведения, перфекционизм, алекситимия.

А.Г. Головина

ПРОБЛЕМА СТИГМАТИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ С ПСИХИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ

ФГБНУ "Научный центр психического здоровья" (Москва).

Резюме. В статье обсуждается проблема стигматизации подростков с психическими расстройствами. Анализ данных 238 пациентов 15-17 лет с психической патологией различного генеза и выраженности показал, что у 51,7% подростков источником стигматизации являлись родители, треть родителей же отмечала негативное отношение к себе и больному. Для 55,4% адолесцентов источником стигмы были сверстники. В 44,1% случаев стигматизирующим оказывалось взаимодействие с учителями. Сформулированы особенности стигмы у подростков с психическими расстройствами, направления и характер необходимых вмешательств.
Ключевые слова: стигматизация, подростки, психические расстройства
ПРОФИЛАКТИКА, ТЕРАПИЯ, КОРРЕКЦИЯ, РЕАБИЛИТАЦИЯ, ОРГАНИЗАЦИЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ И ПОМОЩИ

Л.А. Тишина, А.М. Данилова, Е.В. Подвальная

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ

ФГБОУ ВО "Московский государственный психолого-педагогический университет" (Москва).

Резюме. В статье рассмотрены вопросы использования песочной терапии специалистами службы психолого-педагогического сопровождения в системе работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями и представлены результаты исследования в рамках анкетирования и наблюдения за работой специалистов, применяющих на занятиях коррекционной направленности элементы песочной терапии. В статье отмечен потенциал реализации междисциплинарного подхода к решению профессиональных задач коррекционной направленности, возможности широкого применения песочной терапии в работе с детьми, относящимися к разным нозологическим группам, специфика постановки и решения коррекционно-развивающих задач самими специалистами службы психолого-педагогического сопровождения.
Ключевые слова: особые образовательные потребности, песочная терапия, коррекционно-развивающая работа.

А.М. Щербакова, Л.А. Истомина

ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ ВЫГОРАНИЯ И ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ИСПОЛНЕННОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОВЗ

Московский государственный психолого-педагогический университет (Москва).

Резюме. В статье приведены результаты эмпирического исследования, направленного на изучение связи экзистенциальных переживаний и уровня выгорания специалистов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Всего в исследовании приняли участие 70 человек: 21 психиатр, 25 психологов и 24 педагога. Использована методика диагностики уровня эмоционального выгорания (В.В.Бойко), опросник "Профессиональное выгорание" (ПВ) и "Шкала экзистенции" А. Лэнгле, К. Орглер. Отмечена специфика проявления выгорания и уровня экзистенции у различных групп специалистов комплексной помощи. Выявлены корреляционные связи между показателями экзистенциальной исполненности специалистов, работающих с детьми с ОВЗ, и симптомами выгорания.
Ключевые слова: экзистенциальная исполненность, дети с ограниченными возможностями здоровья, выгорание.

В.Т.А. Сорокина, М.А. Адильжанова

ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОЙ САМООЦЕНКИ ГОЛОСА

ФГБОУ ВО "Московский государственный психолого-педагогический университет" (Москва).

Резюме. Статья посвящена вопросу изучения особенностей самооценки голоса учащимися общеобразовательной школы. Представленная авторами методика исследования самооценки голоса детьми позволяет выяснить отношение ребенка к собственному голосу, привлечь внимание к его особенностям. В ходе исследования выяснены представления детей об "идеальном голосе", определен уровень сформированности мотивации к фонопедическим занятиям, определены группы учащихся в зависимости от их отношения к собственному голосу и уровня мотивации к преодолению нарушений голоса.
Ключевые слова: голос, самооценка голоса, младшие школьники, нарушение голоса, идеальный голос, мотивация
КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ

Ю.В. Шапошникова

ПРЕДИКТОРЫ НЕСУИЦИДАЛЬНЫХ САМОПОВРЕЖДЕНИЙ У ДЕВУШЕК В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

КГБУЗ "Красноярский краевой психоневрологический диспансер № 1" (Красноярск).

Резюме. Определены предположительные предикторы несуицидальных самоповреждений у подростков женского пола с психическими расстройствами непсихотического уровня. Диагнозы выставлены, согласно критериям МКБ-10. В ходе исследования использовались: клинико-психопатологический метод, клинико-анамнестический метод, статистический метод. Своевременное выявление предикторов самоповреждающего поведения играет важную роль при определении тактики оказания помощи, что влияет на дальнейшее психическое состояние подростков.
Ключевые слова: несуицидальные самоповреждения, предикторы, подростки, НССП.

Е.В. Котова

СПЕЦИФИКА СУБЪЕКТИВНОГО ОЩУЩЕНИЯ ОДИНОЧЕСТВА В РАННЕМ ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

ФГБВОУ ВО "Академия гражданской защиты МЧС России" (Московская обл., Химки).

Резюме: В связи со спецификой раннего юношеского возраста, когда для личности наиболее значимой является приверженность к группе ровесников, переживание одиночества может приобретать очень тяжелые формы. В статье представлены результаты исследования субъективного ощущения одиночества в раннем юношеском возрасте, что имеет практическое значение для оказания своевременной психологической помощи и профилактики девиаций.
Ключевые слова: юношеский возраст, одиночество, глубина переживания, акцентуации характера.
ОБЗОРЫ ЛИТЕРАТУРЫ, ЛЕКЦИИ, МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Е.В. Корень, Т.А. Куприянова

ОШИБОЧНАЯ ДИАГНОСТИКА ШИЗОФРЕНИИ В ДЕТСКО-ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Московский научно-исследовательский институт психиатрии - филиал ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского" (Москва).

Резюме. В статье представлены современные подходы в отношении диагностики шизофрении в детско-подростковом возрасте и показаны концептуальные и практические трудности установления данного диагноза в РФ на основе существующих диагностических критериев МКБ-10.
Ключевые слова: шизофрения, дети, подростки, МКБ-10.
М.А. Калинина, Е.Е. Балакирева, Г.В. Козловская, С.Г. Никитина, Т.Е. Блинова, О.В. Шушпанова, Н.И. Голубева, Г.Н. Шимонова, М.В. Иванов, И.А. Марголина, Н.В. Пла-тонова, А.В. Куликов, А.А. Коваль-Зайцев, Н.С. Шалина

ДЕТСКИЙ АУТИЗМ - ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И НОВЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ. БИОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА РАССТРОЙСТВ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ, ЧАСТЬ 2-1

ФГБНУ НЦПЗ (Москва).

Резюме. В статье представлен обзор литературы, посвященный различным патогенетическим аспектам формирования аутистических нарушений. Обсуждаются генетические и эпигенетические факторы риска. Отмечается важная роль иммунологических нарушений., роль нейровоспаления в формировании аутистических расстройств. Обсуждается роль нарушения обмена микробиоты в формировании процессов нейровоспаления. Выделяются критические периоды в онтогенезе, важные для формирования аутистических расстройств. На основе выявленных факторов риска предлагается разработка абилитационных профилактических подходов для профилактики развития аутистических расстройств.
Ключевые слова: аутизм, дети, генетика, иммунология, патогенез, факторы риска и антириска.

С.В. Гречаный, Ю.В. Хуторянская

ОЦЕНКА ПСИХОМЕТРИЧЕСКИХ СВОЙСТВ И НАДЕЖНОСТИ ШКАЛ ОПРОСНИКА "УТВЕРЖДЕНИЕ О САМОПОВРЕЖДЕНИЯХ"

ФГБУ ВО "Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет" (Санкт-Петербург).

Резюме. Цель исследования - изучение психометрических свойств русскоязычной версии опросника "Утверждение о самоповреждениях" (раздел мотивы), анализ факторной структуры и надежности. Метод. Самоопросник "Утверждения о самоповреждениях" ("Inventory of Statements about Self-injury" (ISAS) [E.D. Klonsky et al., 2009]. Участники исследования. Анкетированы 259 человек (235 лиц женского пола, 24 лица мужского пола) в возрасте 12-41 лет. Среди них 159 человек (61,4%) с ведущими диагнозами из рубрики "Расстройство поведения" (F91). 100 чел. (38,6%) - пациенты с диагнозом "Шизотипическое расстройство" (F21). Результаты. Показали пригодность выборки для проведения эксплораторного факторного анализ. Мера адекватности выборки Кайзера-Майера-Олкина составила 0,824, а критерий сферичности Бартлетта -??=5143,346б, df=741, p=0,0001. С помощью анализа главных компонентов установлено 11 компонентов, собственное значение которых выше 1,0 и которые объясняют 69,968% совокупной дисперсии. Результаты эксплораторного факторного анализа (метод "максимум правдоподобия", варимакс-вращение) показали, что только два пункта (7 и 13) не имели значимых нагрузок (>0,3) ни по одному из факторов. Анализ группирования пунктов опросника по шкалам показал, что присутствующие в авторской версии шкалы "Автономия" (пункты 13, 26, 39) и "Поиск ощущений" (пункты 7, 20, 33) не показали приемлемой меры согласованности и были исключены из дальнейшей психометрической оценки (? Кронбаха соответственно 0,295 и 0,432). Выявлено, что пункт 26 шкалы "Автономия" имеет низкую факторную нагрузку 0,306 по шкале "Значимость", а пункт 39 - высокую (0,807) по шкале "Месть". Показано, что пункты 20 и 33 шкалы "Поиск ощущений" выявили невысокие, но приемлемые значения (соответственно 0,357 и 0,439) по шкале "Значимость". Обсуждение. Причинами несовпадения шкал в оригинальной и русскоязычной версиях опросника ISAS являются особенности нашей клинической выборки. В оригинальном исследовании мотивы "Автономия" и "Поиск ощущений" выявлялись в основном у женщин с пограничным расстройством личности. Выводы. Для обоснования рассмотрения или исключения названных шкал в русскоязычной версии требуется сопоставление результатов, полученных в разных клинических группах, и конструктивная валидизация методики.
Ключевые слова: несуицидные самоповреждающие действия, самоповреждения, расстройства поведения у подростков, пограничное расстройство личности, шизотипическое расстройство, опросник "Утверждение о самоповреждениях".
ОФИЦИАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ, РЕЦЕНЗИИ, ИНФОРМАЦИЯ

К 75-ЛЕТИЮ ВЛАДИМИРА САМУИЛОВИЧА СОБКИНА

ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ПЕЧАТНЫХ РАБОТ


  RUS  

Full version in PDF format  2023 (23), № 4. CONTENTS

PSYCHIATRY, PSYCHOLOGY, PSYCHOTHERAPY, SOCIAL PEDAGOGICS AND ALLIED DIRECTIONS

L.Zh. Attaeva1, I.V. Makarov2,3

CLINICAL AND DYNAMIC CHARACTERISTICS OF STEREOTYPES IN CATATONIA IN CHILDHOOD

1Psychoneurological Dispensary No 15 - branch of Mental-Health Clinic No 1 named after N.A. Alexeev (Moscow), 2V.M. Bekhterev National Medical Research Center for Psychiatry and Neurology, 3North-Western State Medical University named after I.I. Mechnikov (St.Petersburg).

Summary. In a comparative clinical and catamnestic study, in order to establish the clinical and dynamic characteristics of stereotypes in catatonic and catatonic regressive disorders (CRC) in childhood, the results of monitoring of epicrisis, outpatient charts (in the retrospective group) and a survey of parents (in the prospective group) of stereotypes in 844 children with childhood schizophrenia and atypical childhood autism (ADA) at the age of 3 to 10 years. The main methods were: socio-demographic, clinical, dynamic, statistical. As a result, a greater proportion of children with CRC were characterized by repetitive actions in the form of motor, speech stereotypes, stereotypes aimed at self-harm, as well as various variants of stereotypes in the form of non-functional rituals and habits. In children with CRC, it is difficult to interrupt stereotypical behavior or distract them during repetitive actions. Stereotypies had a severe degree of severity with insignificant statistically insignificant dynamic aggravation of them according to such parameters as the degree of distraction and the impact on the socialization of the child. The establishment of clinical and dynamic characteristics of stereotypes in CRC showed their onset at 5-6 years. The age of the onset of stereotypies in children with CRC in the prospective and retrospective groups did not differ significantly. With CRC, stereotypes remained in stable forms of their manifestations for many years. In both groups, repetitive and restricted behavior most often had a combined form of stereotypes. In all groups, stereotypes had a severe degree of severity, which had a negative impact on the daily social relationships of children with peers and adults.
Keywords: catatonia, catatonic-regressive disorder, childhood schizophrenia, atypical autism, stereotypes, rituals, repetitive behavior, dynamics.

S.V. Bizyukevich1, E.P. Stanko1, S.A. Igumnov2

INTELLECTUAL DEVELOPMENTAL DISORDERS OF CHILDREN WITH AUTISTM SPECTRUM DISORDERS ASSOCIATED WITH POLYMORPHISM OF THE FOLATE CYCLE GENES

1Grodno State Medical University (Grodno). 2Republican Scientific and Practical Center for Mental Health (Minsk).

Summary: The article presents the distribution of folate cycle genes in children with autism spectrum disorders depending on the degree of impairment of their intellectual development. The violations of different degrees of severity of intellectual development in children with autism spectrum disorders are established. The results of the molecular genetic study showed that children with ASD in 98% (100 cases) are carriers of genotypes for the mutant allele and only in 2 cases (1.1%) homozygotes for the wild type were detected. When analysing the distribution of folate cycle gene polymorphisms depending on the severity of intellectual development disorders in children with RAS, statistically significant results were obtained for the distribution of heterozygous and homozygous genotypes for the mutant allele of the C677T polymorphism of the MTHFR gene.
Keywords: autism, autism spectrum disorders, intellectual development disorders, folate cycle gene polymorphism.

I.А. Gorkovaya, S.V. Semenova

"INFERIORITY" COMPLEX AND SUICIDE RISK IN ADOLESCENTS WITH DEVIANT BEHAVIOR

St. Petersburg State Pediatric Medical University (Saint Petersburg).

Summary. The theoretical analysis of determinants of adolescent suicide risk showed the inconsistency of the obtained data on self-esteem of adolescents with deviant behavior and limited research examining the contribution of self-esteem to suicide risk. Among 63 adolescents with deviant behavior aged 14-17 almost half had an "inferiority" complex. The results showed no statistically significant relationships between aspects of self-esteem and indicators of suicide risk in adolescents with deviant behavior regardless of the "inferiority" complex presence.
Keywords: "inferiority" complex, suicide risk, general self-evaluations, adolescents, deviant behavior.

I.N. Vlasenkova, E.M. Maslova

THE SPECIFICS OF BODY IMAGE OF THE ADOLESCENTS AT RISK OF DEVELOPING EATING DISORDERS

Moscow State University of Psychology and Education (Moscow).

Summary. The goal of this paper is to study the specifics of body image in teenagers at risk of developing eating disorders. The survey method was used in the research, a total of 6 methods: Eating Attitudes Test (EAT-26), the Questionnaire for the image of one's own body by O.A. Skugarevsky and S.V. Sivukhi; The scale of assessment of the level of satisfaction with One's Own Body by O.A. Skugarevsky, the Stunkard Scale, the Toronto Alexithymia Scale (TAS-20), Perfectionism Questionnaire by N.G. Garanyan and A.B. Kholmogorova. The research revealed that teenagers at risk of developing eating disorders have an expressed body image disturbance, a pronounced level of perfectionism and alexithymia compared to the control group. They have a stronger desire to be slimmer than they are, as well as their ideal appearance is leaner body types than in the control group.
Keywords: teenagers, body image, eating disorder, perfectionism, alexithymia.

A.G. Golovina

THE PROBLEM OF STIGMATIZATION OF ADOLESCENTS WITH MENTAL DISORDERS

The Mental Health Research Centre" (Moscow).

Summary. The article discusses the problem of stigmatization of adolescents with mental disorders. An analysis of the data of 238 patients aged 15-17 with mental pathology of various genesis and severity showed that parents were the source of stigmatization in 51.7% of adolescents, while a third of parents noted a negative attitude towards themselves and the patient. For 55.4% of adolescents, the source of stigma was peers. In 44.1% of cases, interaction with teachers was stigmatizing. The features of stigma in adolescents with mental disorders, directions and nature of necessary interventions are formulated.
Keywords: stigmatization, adolescents, mental disorders.
PREVENTION, THERAPY, CORRECTION, REHABILITATION, MANAGEMENT OF INVESTIGATION AND TREATMENT

L.A. Tishina, A.M. Danilova, E.V. Podvalnaya

THE USE OF SAND THERAPY IN CORRECTIONAL AND DEVELOPMENTAL WORK WITH CHILDREN HAVING SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS

Moscow State University of Psychology & Education (Moscow).

Summary. The article discusses the issues of using sand therapy by specialists of the psychological and pedagogical support service in the system of working with students with special educational needs and presents the results of a study within the framework of a questionnaire of specialists using elements of sand therapy in correctional classes. The article highlights the potential of implementing an interdisciplinary approach to solving professional tasks of correctional orientation, the possibility of widespread use of sand therapy in working with children belonging to different nosological groups, the specifics of setting and solving correctional and developmental tasks by the specialists of the psychological and pedagogical support service themselves.
Keywords: special educational needs, sand therapy, correctional and developmental work.

A.M. Shcherbakova, L.A. Istomina

A STUDY OF THE RELATIONSHIP OF BURNOUT AND THE EXISTENTIAL UTILITY OF SPECIALISTS HELPING CHILDREN WITH DISABILITIES

Moscow State Psychological and Pedagogical University (Moscow).

Summary. The article presents the results of an empirical study aimed at studying the relationship between existential experiences and the level of burnout of specialists working with children with disabilities. A total of 70 people took part in the training, including psychiatrists (21 people), psychologists (25 people) and teachers (24 people). The method of diagnosing the level of emotional burnout (V.V. Boyko), the questionnaire Maslach Burnout Inventory (MBI) and "The scale of Existence" by A. Langle, K. Orgler were used. Specific manifestations of burnout and levels of existence in various groups of specialized comprehensive care are noted. Correlations between indicators of existential fulfillment of specialists working with children with disabilities with groups of symptoms of burnout were revealed.
Keywords: existential fulfillment, burnout, children with disabilities, burnout.

V.T.A. Sorokina, M.A. Adilzhanova

FEATURES OF CHILDREN'S VOICE SELF-ESTEEM

Moscow State Psychological and Pedagogical University (Moscow).

Summary. This article addresses the evaluation of voice self-esteem in secondary school students. The methodology proposed by the authors enables an assessment of children's attitudes towards their own voices, highlighting their unique characteristics. By exploring children's perceptions of an "ideal voice" and assessing their motivation levels for phonopedic (voice therapy) classes, we can categorize students into groups. These groups are based on their self-perception of their vocal abilities and their motivation levels. This categorization allows for tailored approaches in addressing voice disorders among primary schoolchildren.
Keywords: Voice, voice self-esteem, primary schoolchildren, voice disorder, ideal voice, motivation.
SHORT COMMUNICATIONS

Yu.V. Shaposhnikova

PREDICTORS OF NON-SUICIDAL SELF-HARM IN ADOLESCENT GIRLS

Krasnoyarsk regional psychoneurological dispensary No. 1" (Krasnoyarsk).

Summary. Presumptive predictors of non-suicidal self-harm in female adolescents with non-psychotic mental disorders have been determined. Diagnoses are made according to the criteria of ICD-10. In the course of the study, the following methods were used: Clinical-psychopathological method, clinical-anamnestic method, statistical method. Timely identification of predictors of self-harming behavior plays an important role in determining the tactics of assistance, which affects the further mental state of adolescents.
Keywords: non-suicidal self-harm, predictors, adolescents, NSSI.

E.V. Kotova

SPECIFICITY OF SUBJECTIVE FEELINGS OF LONELINESS IN EARLY YOUNG ADULTS

Academy of Civil Protection of EMERCOM of Russia" (Moscow region, Khimki).

Summary: Due to the specifics of early adolescence, when for the personality the most significant is the commitment to the peer group, the experience of loneliness can acquire very severe forms. The article presents the results of the study of subjective feeling of loneliness in early adolescence, which is of practical importance for the provision of timely psychological help and prevention of deviations.
Keywords: adolescence, loneliness, depth of experience, character accentuation.
LITERATURE REVIEWS, LECTIONS, METHODICAL MATHERIALS

E.V. Koren, T.A. Kupriyanova

FAILED DIAGNOSIS OF SCHIZOPHRENIA IN CHILDHOOD

Moscow Research Institute of Psychiatry - the branch of FSBSI "National Medical Research Center of Psychiatry and Narcology named after V.P. Serbsky" (Moscow).

Summary. Based on appropriate clinical approaches are revealed the challenges and increasing importance of careful diagnosis of schizophrenia in children and adolescences based on ICD-10 criteria.
Keywords: schizophrenia, children, adolescents, ICD-10.

M.A. Kalinina, E.E. Balakireva, G.V. Kozlovskaya, S.G. Nikitina, T.E. Blinova, O.V. Shushpanova, N.I. Golubeva, G.N. Shimonova, M.V. Ivanov, I.A. Margolina, N.V. Platonova, A.V. Kulikov, A.A. Koval-Zaitsev, N.S. Shalina

CHILDHOOD AUTISM - HISTORICAL ASPECTS AND NEW PERSPECTIVES. BIOLOGICAL BASIS OF AUTISM SPECTRUM DISORDERS. LITERATURE REVIEW, PART 2-1

Mental Health Research Center (Moscow).

Summary. The article presents a review of the literature devoted to various pathogenetic aspects of the formation of autistic disorders. Genetic and epigenetic risk factors are discussed. The important role of immunological disorders and the role of neuroinflammation in the formation of autistic disorders is noted. The role of microbiota metabolic disturbances in the formation of neuroinflammation processes is discussed. Critical periods in ontogenesis are identified that are important for the formation of autistic disorders. Based on the identified risk factors, the development of habilitation preventive approaches to prevent the development of autistic disorders is proposed.
Keywords: autism, children, genetics, immunology, pathogenesis, risk and anti-risk factors.

S.V. Grechanyy, J.V. Khutoryanskay

ASSESSMENT OF PSYCHOMETRIC PROPERTIES AND RELIABILITY OF THE SCALES "THE INVENTORY OF STATEMENTS ABOUT SELF-INJURY"

St. Petersburg State Pediatric Medical University (St. Petersburg).

Summаry. The purpose of the study is the psychometric properties of the Russian version of "The inventory of statements about self-injury" (section motives), analysis of factor structure and reliability. Method. Self-questionnaire "Inventory of Statements about Self-injury" (ISAS) [Klonsky E.D. et al., 2009]. Study participants. 259 people (235 female, 24 male) aged 12-41 years were surveyed. Among them - 159 people (61.4%) with leading diagnoses from the category "Conduct disorder" (F 91). 100 people (38.6%) - patients diagnosed with "Schizotypal disorder" (F 21). Results. The suitability of the sample for exploratory factor analysis was shown. The measure of the adequacy of the Kaiser-Mayer-Olkin sample was 0.824, and the Bartlett sphericity criterion was ??=5143.346b, df=741, p=0.0001. Using the analysis of the main components, 11 components whose eigenvalue is higher than 1.0, and which explain 69.968% of the total variance, were established. The results of exploratory factor analysis (maximum likelihood method, varimax rotation) showed that only two items (7 and 13) had no significant loads (>0.3) for any of the factors. The analysis of the grouping of the questionnaire items by scales showed that the "Autonomy" (items 13, 26, 39) and "Sensation seeking" (items 7, 20, 33) present in the author's version of the scale did not show an acceptable measure of consistency and were excluded from further psychometric evaluation (Cronbach's ?, respectively, 0.295 and 0.432). It was revealed that item 26 of the "Autonomy" scale has a low factor load of 0.306 on the "Toughness" scale, and item 39 has a high (0.807) on the "Revenge" scale. It is shown that items 20 and 33 of the "Sensation seeking" scale revealed low but acceptable values (0.357 and 0.439, respectively) on the "Toughness" scale. Discussion. The reasons for the discrepancy between the scales in the original and Russian versions of the ISAS questionnaire are the features of our clinical sample. In the original study, the motives of "Autonomy" and "Sensation seeking" were revealed mainly in women with borderline personality disorder. Conclusions. To justify the consideration or exclusion of these scales in the Russian version, a comparison of the results obtained in different clinical groups and constructive validation of the methodology is required.
Keywords: non-suicidal self-injury, self-harm, сonduct disorders in adolescents, borderline personality disorder, schizotypal disorder, questionnaire "Statement about self-injury"
THE RULES FOR SCIENTIFIC WRITINGS