Журнал "Вопросы психического здоровья
детей и подростков"

   
  ENG  

полная версия в pdf-формате  Выпуск 2016 (16), № 3. Содержание номера

ПСИХИАТРИЯ, ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОТЕРАПИЯ, СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И СМЕЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

РЕДАКТОРСКОЕ ВСТУПЛЕНИЕ

И.В. Добряков, И.М. Никольская

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ АРТ-ТЕРАПИИ В ПРОЦЕССЕ КОНСУЛЬТАЦИИ ПОДРОСТКА С ДЕЛИНКВЕНТЫМ СЕКСУАЛЬНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

ФГБОУ ВО "Северо-Западный государственный университет им. И.И. Мечникова" (Санкт-Петербург).

Резюме. Демонстрируются возможности и обсуждаются преимущества использования двух методических приемов (совместное сочинение сказок-метафор, отражающих пережитые ситуации; серийные рисунки и рассказы) на примере конкретного случая консультации подростка с делинквентным сексуальным поведением.
Ключевые слова: экспертиза, делинквентность, сексуальность подростка, методика сочинения сказок-метафор, методика серийных рисунков и рассказов.

В.С. Меренкова1, Е.И. Николаева2

АНАЛИЗ ПРОГНОСТИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ ВНУТРЕННЕЙ КАРТИНЫ ЗДОРОВЬЯ У ДЕТЕЙ

1Елецкий государственный университет (Елец), 2Российский государст-венный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербургский государственный университет (Санкт-Петербург).

Резюме. В работе предпринята попытка описания психофизиологических маркеров ментальной модели здоровья. С этой целью были обследованы 82 младших школьника (средний возраст 9,1±0,5 лет). Были оценены внутренняя картина здоровья ребенка и характеристики простой и сложной сенсомоторных реакций. Была записана вариабельность кардиоритма ребенка в двух ситуациях: в фоне и при припоминании ситуаций поощрения и наказания в семье. Данные свидетельствуют о том, что раннее формирование представления ребенка о его ответственности за собственное здоровье реально влияет на особенности регуляции сердечного ритма в эмоциональной ситуации и способность ориентироваться в потоке сенсорных сигналов.
Ключевые слова: прогноз, внутренняя картина здоровья, вариабельность кардиоритма, простая и сложная сенсомоторные реакции, дети

И.Ю. Маргошина

ОБРАЗ СЕМЬИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИЗ СЕМЕЙ С РАЗНЫМ ТИПОМ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ К РЕБЕНКУ

Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова (Санкт-Петербург).

Резюме. В статье приводятся результаты сравнительного анализа образа семьи у младших школьников из семей с конструктивным и деструктивным родительским отношением к ребенку. Дается характеристика эмоционального, когнитивного, поведенческого компонентов образа семьи, а также факторам содержаний представлений о семье по каждой группе респондентов.
Ключевые слова: тип родительского отношения к ребенку, отношение к се-мье, образ семьи.

Н.Л. Васильева, Н.Н. Тушенкова

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Санкт-Петербургский государственный университет (Санкт-Петербург).

Резюме. В статье представлены результаты исследования социально-психологической адаптации детей старшего дошкольного возраста. Подробно рассмотрены особенности социально-психологической адаптации мальчиков и девочек. Приведены новые сведения о взаимодействии психологических факторов в системе социально-психологической адаптации.
Ключевые слова: социально-психологическая адаптация, старший дошколь-ный возраст, факторы психологического развития.

Р.Р. Харисова1, Д.А. Комолов2, Ю.В. Чебакова1, С.Н. Ениколопов3

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТИЛЕЙ РОДИТЕЛЬСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С РАЗЛИЧНЫМИ ГРУППАМИ ЗДОРОВЬЯ

1НОЧУ ВО Московский институт психоанализа, 2ГБОУ ВПО Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пиро-гова (Москва), 3ФГБНУ "Научный центр психического здоровья" (Москва).

Резюме. В статье рассматриваются стили родительского воспитания у матерей детей различных групп здоровья - первой, второй и третьей. Обсуждаются связи паттернов родительского отношения со спецификой функциональных и морфологических нарушений детей, а также уровнем их компенсаторных возможностей в контексте становления их телесного "Я". В результате проведенного исследования с использованием методики "Анализ семейного воспитания" Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкиса, показаны различия паттернов родительского отношения у детей разных групп здоровья.
Ключевые слова: стиль родительского воспитания, группы здоровья, млад-ший школьный возраст, гиперпротекция.
ПРОФИЛАКТИКА, ТЕРАПИЯ, КОРРЕКЦИЯ, РЕАБИЛИТАЦИЯ, ОРГАНИЗАЦИЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ И ПОМОЩИ

А. Вайткявичене

ИДЕНТИФИКАЦИЯ МОТИВОВ ПОВЕДЕНИЯ ЮНОШИ С УМЕРЕННЫМ НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА С ПРИМЕНЕНИЕМ АРТ-ТЕРАПИИ И ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ А. АДЛЕРА

Шяуляйский университет (Шяуляй, Литва).

Резюме. Исследование актуально в связи с малой изученностью мотивов поведения и возможностей арт-терапии у лиц юношеского возраста с интеллектуальными нарушения. Цель - выявить связь между поведением юноши 19 лет с умеренным нарушением интеллекта и его художественным самовыражением. Методы исследования: анализ литературы, контент-анализ и кейс-анализ. Показано, что в арт-терапевтических сессиях обнаруживаются реакции переноса в сфере межличностных отношений, раскрывающие мотивы поведения юноши. На основе индивидуальной психологии А. Адлера проанализированы закономерности постепенного расстройства поведения юноши с умеренным нарушением интеллекта в семейном контексте. Подтверждены ограниченные возможности арт-терапии.
Ключевые слова: юноша с умеренным нарушением интеллекта, арт-терапия, семантические группы рисунков, проигрывание ролей, реакция переноса, индиви-дуальная психология А. Адлера, мотивы поведения.

М.Ю. Городнова, И.Л. Коломиец

ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ: ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ЛЕЧЕНИИ ПОГРАНИЧНОГО ОПЫТА У ПОДРОСТКОВ

Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова (Санкт-Петербург).

Резюме. С точки зрения гештальт-терапии представлена феноменология пограничного опыта, рассмотрены вопросы его возникновения и развития. Описаны подходы и технологии психотерапевтической работы с подростками, имеющими пограничный опыт организации контакта. Представлены патологизирующие стили родительско-детского взаимодействия, способствующие возникновению пограничного расстройства. Описаны необходимые компетенции психотерапевта и даны рекомендации и технологии в психотерапии подростков с пограничным опытом.
Ключевые слова: гештальт-терапия, пограничное расстройство, опыт, контакт, феноменология.

Л.М. Колпакова

ПРОБЛЕМЫ И РЕСУРСЫ АДАПТИВНОСТИ В ТРУДНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЯХ (СООБЩЕНИЕ 1)

Казанский (Приволжский) федеральный университет, Институт фундаментальной медицины и биологии (Казань).

Резюме. В статье рассматриваются методы оценки адаптивности. Особое внимание уделяется методам оценки субъектности человека, организующего адаптивность восходящего равновесия. В 1-й части представлены фрагменты обследований с использованием ранее опубликованной методики адаптивного отношения к сложным ситуациям, которая рассматривается нами в комплексе разрабатываемых методик для изучения проблемы адаптивности как системного свойства. Во 2-й части описана следующая методика диагностики внутренних ресурсов адаптивности, включающая расчет динамического коэффициента результата теста в соответствии с количественной оценкой степени выраженности симптома.
Ключевые слова: методы, диагностика, ресурсы, субъектная активность, личностная активность, осознанная саморегуляция, адаптивность восходящего равновесия.
КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ

А.М. Егорычев

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА В СОЦИАЛЬНОМ РАЗВИТИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Российский государственный социальный университет (Москва)

Резюме. В статье рассматривается позиция и статус социальной педагогики в новых условиях развития России. Рассмотрены основные факторы, оказывающие влияние на развитие института социальной педагогики. Обозначены основные направления социально-педагогической деятельности, связанные с необходимостью гармонизации российского человека и общества. Автор приходит к выводу того, что системный и целенаправленный процесс, связанный с педагогизацией всех социальных сфер страны, создает предпосылки для устойчивого развития государства и общества в целом.
Ключевые слова: российское образование, социальная педагогика, модернизация, социокультурная среда, социально-педагогическая помощь и поддержка, личность, воспитание, социализация.

И.А. Колесников, Э. Петраускайте

ЭПИГЕНЕТИЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ ПЕРИНАТАЛЬНОЙ СРЕДЫ НА РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

ФГБУ "Северо-Западный федеральный медицинский исследовательский центр имени В.А. Алмазова" (Санкт-Петербург), Республиканская Вильнюсская психиатрическая больница (Вильнюс).

Резюмe. Перинатальный возраст - это период уникальной сенситивности, в котором приобретенный опыт имеет длительные последствия. Перинатальная среда может программировать фенотип ребенка. Эпигенетические механизмы следует рассматривать как важный предрасполагающий к болезням фактор.
Ключевые слова: эпигенетика, перинатальная среда, программирование, токсический стресс, нейропластичность, кортизол, ранний опыт развития

О.А. Архиповская

ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ПРИ НАРУШЕНИЯХ ЗРЕНИЯ В ПОДРОСТКОВО-ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова (Санкт-Петербург).

Резюме. Статья посвящена изучению свойств личности у лиц юношеского возраста с нарушенным зрением. Рассмотрены личностные профили на основе Фрайбургского личностного опросника. Основной целью являлось сравнение особенностей личности учащихся 16-19 лет с нарушениями зрения с особенностями личности у их зрячих сверстников с учетом фактора пола. При нарушениях зрения выявлено неустойчивое эмоциональное состояние, проявление депрессивных признаков, более агрессивное отношение к социальному окружению.
Ключевые слова: юношеский возраст, учащиеся с нарушениями зрения, незрячий подросток, Фрайбургский личностный опросник, особенности личности, пол, эмоциональное состояние.

Э.Ф. Верховцева

РОДИТЕЛЬСКИЕ УСТАНОВКИ ВИЧ-ИНФИЦИРОВАННЫХ ЖЕНЩИН, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова (Санкт-Петербург).

Резюме. В статье представлены результаты сравнительного психологического исследования. Обследованы 40 ВИЧ-инфицированных женщин, имеющих детей раннего возраста, 20 матерей ВИЧ-инфицированных женщин и 42 условно здоровые женщины с детьми раннего возраста. Определены и описаны сложности в супружеских и детско-родительских отношениях ВИЧ-инфицированных матерей. Обнаружены связи деструктивных установок на воспитание с особенностями личностной организации. Намечены мишени для психокоррекции и психотерапии личностной и детско-родительских отношений в семьях, затронутых ВИЧ-инфекцией.
Ключевые слова: ВИЧ-инфекция, дети, ранний возраст, воспитание, детско-родительские отношения, семейные отношения, установки.

И.А. Горьковая

ПРОБЛЕМА ОГОВОРА ДЕТЬМИ МУЖЧИН В СОВЕРШЕНИИ ПРОТИВ НИХ СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ

Российский государственный университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет (Санкт-Петербург).

Резюме. В статье представлен анализ 14 оговоров мужчин в совершении сексуального насилия в отношении несовершеннолетних. Детей от 4 до 8-9 лет к даче ложных показаний в двух случаях готовили бабушки в силу неприязненного личного отношения к зятьям и материальных выгод; в трех случаях оговор инициирован матерью с целью манипулирования жизнью бывшего мужа. У мальчиков 11-13 лет общим является: наличие "пускового момента"; повышенная привязанность к матери и бабушке; необычное описание действий сексуального характера; описание дополнительных деталей в течение длительного времени. У девочек 11-13 лет мотивами оговора является следствие описания их выдуманной взрослой жизни или желание резко изменить свою жизнь.
Ключевые слова: оговор, сексуальное насилие, дети 4-8-9 лет, подростки мужского и женского пола 11-13 лет.
ОБЗОРЫ ЛИТЕРАТУРЫ, ЛЕКЦИИ, МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

А.Э. Тарабанов, Э.Г. Эйдемиллер

ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ ОБЪЕКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ (OBJECT RELATIONAL GESTALT THERAPY) ПРИ РАССТРОЙСТВАХ ПРИВЯЗАННОСТИ, СФОРМИРОВАВШИХСЯ В ПЕРИОД ДЕТСТВА (ЛЕКЦИЯ)

Санкт-Петербургский государственный университет, Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова (Санкт-Петербург).

Резюме. Настоящая лекция основана на исследованиях и собственном психотерапевтическом опыте авторов. Гештальт-терапия объектных отношений (ORGT) появилась как самостоятельное направление в результате интеграции методов и концепций британской школы психоанализа (школы объектных отношений) и гештальт-терапии. Создание новой психотерапевтической системы стало возможным благодаря интеграции канадским гештальт-терапевтом Ж. Делизом (J. Delisle) диалогических гештальтистских практик и их применения к лечению нарушений привязанности и личностных расстройств, соответствующих критериям DSM-5.
Ключевые слова: нарушения привязанности, гештальт-терапия объектных отношений, шизоидно-избегающий тип организации привязанности, тревожно-амбивалентный тип организации привязанности.

Д.А. Емелина, И.В. Макаров

ЗАДЕРЖКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕЗИДУАЛЬНО-ОРГАНИЧЕСКОГО ГЕНЕЗА (ОБЗОР)

Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева (Санкт-Петербург).

Резюме. В статье проанализированы данные литературных источников, касающиеся задержек психического развития резидуально-органического генеза у детей, отражены основные особенности клинической картины и динамики данного состояния, рассмотрены особенности влияния сопутствующих психопатологических синдромов на течение и прогноз.
Ключевые слова: задержка психического развития, резидуально-органическое поражение головного мозга, психопатологические синдромы.

В.В. Грачев, Ю.С. Шевченко, Е.А. Зубова

НЕЙРОПСИХИАТРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НЕРВНОЙ АНОРЕКСИИ (АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР)

Кафедра детской психиатрии и психотерапии РМАПО (Москва).

Резюме. В статье отражены результаты исследований нейрокогнитивного дефицита и нарушений функционального состояния различных регионов ЦНС у больных нервной анорексией (НА). Изложены современные нейропсихологические/нейропсихиатрические взгляды на проблему, основываясь на которых представлена собственная оригинальная нейропсихиатрическая концепция этиопатогенеза подростковой НА. Рассматриваются нейропсихологически и нейрофизиологически ориентированные методы лечения заболевания, которые представляются наиболее патогенетически обоснованными и могут явиться средством преодоления терапевтической резистентности.
Ключевые слова: нервная анорексия, нейропсихиатрия, нейрокогнитивный дефицит, нейропсихологические нарушения, когнитивная восстановительная терапия, транскраниальная магнитная стимуляция.

О.М. Волкова, Г.В. Козловская, М.В. Иванов

СИНДРОМ СТРАХОВ В РАННЕМ ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)

ФГБНУ "Научный центр психического здоровья" (Москва).

Резюме. В статье рассматривается история научного изучения феномена страха в хронологическом порядке. Описывается понимание страха и тревоги разными авторами в нейрофизиологическом, психологическом, психопатологическом, психоаналитическом и других аспектах. Приводятся результаты немногочисленных исследований, позволяющие дифференцировать патологические и физиологические страхи у детей дошкольного и школьного возраста. Клинические проявления страхов в раннем детском возрасте, их динамика, прогностическая значимость и критерии диагностики остаются недостаточно изученными.
Ключевые слова: синдром страхов, ранний детский возраст, тревожно-фобическое расстройство.
ОФИЦИАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ, РЕЦЕНЗИИ, ИНФОРМАЦИЯ

ИРИНА МИХАЙЛОВНА НИКОЛЬСКАЯ

ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ПЕЧАТНЫХ РАБОТ


  RUS  

Full version in PDF format  2016 (16), № 3. CONTENTS

PSYCHIATRY, PSYCHOLOGY, PSYCHOTHERAPY, SOCIAL PEDAGOGICS AND ALLIED DIRECTIONS

EDITORIAL PREAMBLE

I.V. Dobriakov, I.M. Nikolskaya

USING TECHNIQUES OF ART-THERAPY IN THE CONSULTATION PROCESS OF ADOLESCENTS WITH DELINQUENT SEXUAL BEHAVIOR

North-Western State Medical University named after I.I. Mechnikov (Saint-Petersburg).

Summary. Demonstration of the possibilities and discussing of the advantages of using two methodological approaches (joint work of tale- metaphors that reflect the situation experienced; serial pictures and stories) in the case study consultation with delinquent teenager sexual behavior.
Keywords: examination, delinquency, sexuality undergrowth on, composing technique of metaphor-tales, the technique of serial drawings and stories.

V.S. Merenkova1, E.I. Nikolaeva2

ANALYSIS OF THE PROGNOSTIC FACTORS OF CHILD'S INNER HEALTH PICTURE

1Eletz State University (Eletz), 2Herzen State Pedagogical University, Saint-Petersburg State University (Saint-Petersburg).

Summary. In the paper the attempt to describe the psychophysiological markers (sensorimotor integration, orientation in the structure of the sensory stream, the central regulation of cardiac rhythm in different states) of the mental health model were made. 82 primary school children (mean age 9.1±0.5 years). The inner picture of the child's health and simple and complex sensorimotor reactions were described. The heart rate variability of the children was recorded. The data suggest that early formation of the child's view of his responsibility for their own health actually influences to the characteristics of cardiac rhythm regulation in emotional situation and his ability to predict the sensory stream.
Keywords: forecast, internal picture of health, heart rate variability, simple and complex sensorimotor reaction, children.

I.Yu. Margoshina

THE FAMILY'S IMAGE OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN FROM FAMILIES IN WHICH THE PARENTS HAVE DIFFERENT RELATIONSHIP TO THE CHILD

North-Western State Medical University named after I.I. Mechnikov (St. Pe-tersburg).

Summary. The article describes the results of a comparative analysis of family's image of primary school children from families in which parents have constructive and destructive relationship to the child.Analysis family's image includes three components: emotional, cognitive, behavioral. Analysis of factors notions of family, which are in each group of respondents.
Keywords: type of parental relationship to the child, related to family, family's image.

N.L. Vasilyeva, N.N. Tushenkova

CHARACTERISTICS OF SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ADAPTATION IN PRE-SCHOOL AGE BOYS AND GIRLS

Saint-Petersburg State University (St. Petersburg).

Summary. The paper presents results of empirical study of social and psychologi-cal adaptation in pre-school age children. Developmental aspects linked to the adapta-tion figures in the greatest are identified. Characteristics of social and psychological ad-aptation in boys and girls are considered in detail. New data concerning psychological factors interconnection in the system of social adaptation is given.
Keywords: social and psychological adaptation, pre-school age, factors of psycho-logical development.

R.R. Kharisova1, D.A. Komolov2, Y.V. Chebakova1, S.N. Enikolopov3

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE PARENTING STYLES IN CHILDREN WITH VARIOUS HEALTH GROUPS

1Moscow Institute of Psychoanalysis, 2Pirogov Russian National Research Medical University, 3Federal State Budgetary Scientific Institution "Mental Health Research Centre" (Moscow).

Summary. The article deals with parenting styles of mothers of children of differ-ent health groups - the first, second and third. Are discussed the connections of parental relationship patterns with the specific functional and morphological children's disorders, as well as their level of compensatory possibilities in the context of their bodily ego formation. Using the "The family education analysis" techniques (FEA) developed by E. G. Eidemiller and V. V. Yustitsky, the study is showing the differences of parental rela-tionship patterns of children of different health groups.
Keywords: parenting style, health groups, younger school age, hyperprotection.
PREVENTION, THERAPY, CORRECTION, REHABILITATION, MANAGEMENT OF INVESTIGATION AND TREATMENT

A. Vaitkeveciene

IDENTIFICATION THE BEHAVIOR MOTIVES OF YOUTH WITH INTELLECTUAL DISABILITIES THROUGH THE ART THERAPY AND ADLER'S INDIVIDUAL PSYCHOLOGY

Siauliai University (Siauliai, Lithuania).

Summary. Research relevancy is emphasized by how little the motives of youths with intellectual disabilities and the potential use of art therapy for them are researched. The goal is to reveal the connection between the behaviour and artistic expression of a young 19 year old man with moderate intellectual disabilities. Methods: literature analysis, content analysis and case analysis. It is shown that during art therapy sessions transference reactions are found in the area of interpersonal relations, revealing the motives of the young man. Based on A. Adler's individual psychology his behaviour disorder patterns are analysed in the fam-ily context. Limited possibilities of art therapy application are confirmed.
Keywords: youth with moderate intellectual disability, art-therapy, semantic groups of drawings, role playing, the reaction of transfer, A. Adler's individual psychology, behavioural motives.

M.Yu. Gorodnova, I.L. Kolomiec

GESTALT THERAPY: A PHENOMENOLOGICAL APPROACH TO THE TREATMENT OF BORDER EXPERIENCES IN ADOLESCENTS

North-Western State Medical University named after I.I. Mechnikov (Saint-Petersburg).

Summary: From the point of view of Gestalt therapy are the phenomenology of border experiences, the issues of its origin and development. We describe the approaches and technologies of psychotherapeutic work with adolescents with borderline experiences of the contact. We presented pathology styles of parent-child interaction, contributing to the emergence of a borderline, the required competencies of the therapist and recommendations and techniques in psychotherapy of adolescents with borderline experience.
Keywords: Gestalt-therapy, borderline disorder, experience, contact, phenomenology.

L.M. Kolpakova

THE PROBLEMS AND RESOURCES OF ADAPTABILITY IN DIFFICULT LIFE SITUATIONS

Kazan (Volga region) Federal University, Institute of fundamental medicine and biology (Kazan).

Summary. The article considers the methods of evaluation of adaptability as integral characteristics using data obtained from different social groups (mothers, sick children, students in the adaptation period, teachers). The method is described for diagnosing the internal resources of adaptation of the subject taking into account the dynamic coefficient, characterizing the dependence of the test result from the possibilities of self-regulation. This method is a continuation of the previously published method of diagnosis adaptive attitude to difficult situations. in accordance with a quantitative evaluation of the severity of the symptom.
Keywords: methods, diagnosis, resources, subjective activity, a personal activity, self-regulation, adaptability of the rising equilibrium
SHORT COMMUNICATIONS

А.М. Egorychev

NATIONAL SOCIAL PEDAGOGICS IN SOCIAL DEVELOPMENT OF RUSSIAN SOCIETY

Russian State Social University (Moscow).

Summary. In the article position and status of social pedagogics are examined in the new terms of development of Russia. Basic factors are considered, having influence on development of institute social pedagogics. Basic directions of socially-pedagogical activity, harmonizations of the Russian man and societies related to the necessity, mark. An author comes to the conclusion that the system and purposeful task related to педагогизацией of all social spheres of country creates pre-conditions for steady development of the state and society on the whole.
Keywords: Russian education, social pedagogics, modernisation, sociocultural environment, socially-pedagogical help and support, personality, education, socialization.

I.A. Kolesnikov, E. Petrauskaite

EPIGENETIC INFLUENCES OF PERINATAL ENVIRONMENT ON CHILD DEVELOPMENT

Federal Almazov North-West Medical Research Centre (St Petersburg), Republican Vilnius Psychiatric Hospital (Vilnius).

Summary. Perinatal life is a period of unique sensitivity during which experience confers enduring effects. Perinatal environment can program offspring phenotype. This is especially critical need to understand epigenetic mechanisms as a critical determinant in disease predisposition.
Keywords: epigenetics, perinatal environment, programming, toxic stress, neuroplasticity, early developmental experiences.

O.A. Arkhipovskaia

PERSONALITY TRAITS OF THE PERSON AT ADOLESCENT-YOUTHFUL AGE WITH VISUAL IMPAIRMENT

North-Western State Medical University named after I.I. Mechnikov (Saint- Petersburg).

Summary. The article is devoted to the study of personality characteristics of adolescents with visual impairment. We considered personal profiles based on Freiburg Personality Inventory. The main objective was to compare the characteristics of personality in visually impaired adolescents with personality characteristics of their sighted peers. It revealed an unstable emotional state, a manifestation of depressive symptoms, and more aggressive attitude to the social environment.
Keywords: adolescence, students with visual impairment, blind teenager, Freiburg personality questionnaire, personality traits, sex, emotional state.

E.F. Verkhovtseva

PARENTAL ATTITUDE HIV-INFECTED WOMEN WITH YOUNG CHILDREN

North-Western State Medical University named after I.I. Mechnikov (Saint-Petersburg).

Summary. The article presents the results of a comparative psychological research. There were examined 40 HIV-infected women with young children, 20 mothers of HIV-infected women and 42 apparently healthy women with young children. Identify and describe the difficulties in marital and parent-child relationships of HIV-infected mothers. Found an association of destructive plants on education with features of personality organization. Outlining targets for psychological correction and psychotherapy and personal parent-child relationships in families affected by HIV.
Keywords: HIV-infection, children, tender age, early age, parenting, parent-child relationship, family relationship.

I.A. Gorkovaya

PROBLEM OF CHILDREN'S SLANDER: MEN ARE ACCUSED OF THE SEXUAL VIOLENCE AGAINST THEM

The Herzen State Pedagogical University of Russia, The Saint-Petersburg State Pediatric Medical University (Saint Petersburg).

Summary: The article presents an analysis of 14 slanders of men who have been accused of the sexual violence against minors. In two cases, children aged 4 to 8-9 years were trained for giving false testimony by their grandmothers who had hostile personal attitude to their sons-in-law and wanted to perceive a potential material profit. In other three cases associated with children, a slander was initiated by a mother to manipulate her ex-husband's life. A "trigger situation", the strong attachment to mother and grandmother, the unusual description of sexual acts, and the description of additional details for a long time are the typical things for male adolescents aged 11-13 years. For female adolescents aged 11-13 years, the motive of slander is the result of the description of their made-up adult life or the desire to dramatically change their life.
Keywords: slander, sexual violence, children aged 4-8-9 years, male and female adolescents aged 11-13 years.
LITERATURE REVIEWS, LECTIONS, METHODICAL MATHERIALS

A.E. Tarabanov, E.G. Eidemiller

GESTALT THERAPY OF OBJECT RELATIONS (OBJECT RELATIONAL GESTALT THERAPY) IN DISORDERS OF ATTACHMENT, FORMED DURING CHILDHOOD (LECTURE)

Saint Petersburg State University, North-Western State Medical University named after I.I. Mechnikov (St. Petersburg).

Summary: This lecture is based on the own research and psychotherapeutic experience of the authors. Gestalt therapy of Object Relations (ORGT) has emerged as an independent branch of Gestalt therapy as a result of the integration of methods and concepts of the British school of psychoanalysis (the school of object relations) and Gestalt therapy. Creating a new psychotherapeutic system was made possible as the integration by the canadian Gestalt therapist J. Delisle dialogical Gestalt practices and their application to the treatment of disorders of attachment and personality disorders relevant to the criteria of DSM-5.
Keywords: disorders of attachment, Gestalt therapy of Object Relations, schizoid-avoidant type of attachment organization, anxious-ambivalent type of attachment organization.

D.A. Emelina, I.V. Makarov

DEVELOPMENTAL DELAY IN CHILDREN WITH RESIDUAL BRAIN DAMAGE (REVIEW)

V.M. Bekhterev Psychoneurological Research Institute (St. Petersburg).

Summary. The paper analyzes the literature data concerning the developmental delay in children with residual brain damage. Also the article describes the main features of a course and dynamics of this condition, and the influence of related psychopathological syndromes on the course and prognosis.
Keywords: developmental delay, residual brain damage, psychopathological syndromes.

V.V. Grachev, Yu.S. Shevchenko, E.A. Zubova

NEUROPSYCHIATRIC ASPECTS OF ANOREXIA NERVOSA (ANALYTICAL REVIEW. 1th part)

The Russian Medical Academy of Post-graduate Education (Moscow).

Summary. The article reflects the results of studies of neurocognitive deficit and disturbances of the functional state of various CNS regions in patients with anorexia nervosa (AN). We represent the original neuropsychiatric concept of etiopathogenesis of adolescent AN, based on modern neuropsychological-neuropsychiatric data and views on the problem. Neuropsychological and neurophysiological oriented methods of therapy, which seems most pathogenetically justified and can be a means of overcoming treatment resistance are considered.
Keywords: anorexia nervosa, neurocognitive deficit, neuropsychiatry, neuropsychological dysfunction, cognitive remediation therapy, transcranial magnetic stimulation.

O.M. Volkova, G.V. Kozlovskaya, M.V. Ivanov

THE FEAR SYNDROME IN EARLY CHILDHOOD (SCIENTIFIC REVIEW)

FSBSI "Mental health research center" (Moscow).

Summary. The article discusses the history of the study of the phenomenon of fear in chronological order. It describes the understanding of fear and anxiety by different authors in the neurophysiological, psychological, psychoanalytical and psychopathological aspects. The results of the few studies to differentiate physiological and pathological fears among children of school and preschool age. Clinical manifestations of fear in infancy, their dynamics, predictive value and diagnostic criteria are still poorly understood.
Keywords: fear syndrome, early childhood, anxiety and phobic disorders.
OFICIAL MATHERIALS, CRITIQUES, INFORMATION

IRINA MIKHAYLOVNA NIKOL'SKAYA

THE RULES FOR SCIENTIFIC WRITINGS