Журнал "Вопросы психического здоровья
детей и подростков"

   
  ENG  

полная версия в pdf-формате  Выпуск 2017 (17), № 2. Содержание номера

ПСИХИАТРИЯ, ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОТЕРАПИЯ, СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И СМЕЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

Р.В. Дейч, С.А. Малиночка

ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ ХОББИ БОЛЬНЫХ ШИЗОФРЕНИЧЕСКОГО КРУГА (СРАВНИТЕЛЬНО-ВОЗРАСТНЫЕ КЛИНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ)

ФГБОУ ВО "Российский Национальный Исследовательский Медицинский Университет имени Н.И. Пирогова", ГБУЗ "Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков имени Г.Е. Сухаревой" (Москва).

Резюме. В статье приведены результаты клинико-статистического сравнения патологических хобби детско-подростковой (43 наблюдения) и зрелой (82 наблюдения) групп пациентов шизофренического круга. Детско-подростковые хобби являлись социально дизадаптирующими, аутохтонными образованиями, доминирующей, сверхценной или сверхценно-бредовой структуры, склонными к прогрессирующей или стационарной динамике. Обсессивно-компульсивные, сверхценные или паранойяльные зрелые хобби дебютировали в более тесной связи с психосоциальными влияниями, отличались склонностью к стационарной и регрессирующей динамике и неоднозначным, двойственным социальным влиянием.
Ключевые слова: патологические увлечения, болезненные интересы, шизофрения, возрастные особенности

И.А. Саркисова, О.С. Грачева

МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ (АНАЛИЗ СУДЕБНО-ПСИХИАТРИЧЕСКИХ ЭКСПЕРТИЗ)

Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков имени Г.Е. Сухаревой (Москва).

Резюме. На фоне роста уровня суицидов детей и подростков в РФ перед специалистами остро встает проблема анализа внутренней структуры суицидальной активности с целью последующей разработки продуктивных и актуальных программ профилактики, выделения групп риска. В статье показаны модели формирования и развития суицидальной программы поведения, включающие предпосылки, внутренние факторы и факторы социальной среды.
Ключевые слова: суицид детей и подростков, факторы суицидального риска, формирование суицидальных действий.

С.Б. Бабарахимова

СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕПРЕССИВНОГО СПЕКТРА У ПОДРОСТКОВ

Ташкентский педиатрический медицинский институт (Ташкент, Республика Узбекистан).

Резюме. В статье представлено исследование аутодеструктивных тенденций в структуре подростковых депрессивных расстройств поведения, которое определило, что у подростков чаще наблюдается демонстративно-шантажное суицидальное поведение, формирующееся на фоне депрессивного аффекта в результате внутриличностных конфликтов и являющееся в основном проблемой поведенческих и связанных со стрессом расстройств, возникающих на фоне психопатологических состояний непсихотического уровня. Проведенное исследование клинических особенностей аутодеструктивных действий у подростков с поведенческими нарушениями депрессивного регистра позволяет выявить группы риска по суицидальной готовности среди данного контингента населения.
Ключевые слова: поведенческие нарушения, депрессивные расстройства, подростки, суицидальные тенденции.

Т.Г. Горячева, М.С. Мисоченко

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СТАНОВЛЕНИЯ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ С ПЕРИНАТАЛЬНОЙ ГИПОКСИЕЙ И АСФИКСИЕЙ В АНАМНЕЗЕ

ГБОУ ВПО "Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова, ГБУ "Городской ресурсный центр семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (Москва).

Резюме. В статье представлены результаты исследования особенностей развития высших психических функций детей, имеющих в анамнезе перинатальную гипоксию и асфиксию новорожденных. Была проведена нейропсихологическая диагностика 60 доношенных детей в возрасте 6 лет. Анализ полученных результатов показал, что последствия перинатальной гипоксии и асфиксии могут отсрочено проявляться в развитии высших психических функций детей старшего дошкольного возраста. Кроме того, было установлено, что уровень развития отдельных высших психических функций детей, перенесших гипоксию на перинатальном этапе развития, отличается от уровня развития высших психических функций детей, имеющих в анамнезе асфиксию новорожденных.
Ключевые слова: перинатальные риски, внутриутробная гипоксия, асфиксия новорожденных, дошкольный возраст, нейропсихологическая диагностика.

Е.В. Свистунова, М.С. Серавкина

ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕБЕ И СВОЕМ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С АЛЛЕРГИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ

Московский институт психоанализа (Москва).

Резюме. В статье рассматриваются представления о себе детей дошкольного возраста. Данная проблема раскрывается в контексте знаково-символического опосредования как инструмента изучения самосознания нормативно развивающихся детей и детей с психосоматическими заболеваниями. Представлен опыт отечественных и зарубежных ученых в области изучения представлений о себе детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: знаково-символическое опосредование, дошкольники с аллергическими заболеваниями.

В.С. Собкин, Ю.А. Халутина

ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕННОЙ ПОЗИЦИИ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ФГБНУ "Институт управления образованием РАО" (Москва).

Резюме. Статья основана на материалах анкетного опроса 486 родителей детей старшего дошкольного возраста, посещающих детские образовательные учреждения города Москвы. В ней рассмотрены три аспекта, характеризующие особенности жизненной позиции родителей: ценностные ориентации родителей, оценка родителями успешности своих жизненных перспектив, их страхи и опасения. Показано влияние социально-демографических и социально стратификационных факторов на особенности жизненной позиции родителей детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: родитель, дошкольник, старший дошкольный возраст, ценностные ориентации, жизненные перспективы, страхи и опасения, демографические факторы, социально-стратификационные факторы.

А.Н. Махинин, Т.Ю. Скибо

О ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КРИТЕРИЕВ ИДЕНТИЧНОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

ФГБОУ ВО "Воронежский государственный педагогический университет. ВУНЦ ВВС "Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина" (Воронеж).

Резюме. Авторы рассматривают идентичность как феномен внутреннего субъективного проявления личности. В связи с этим обосновывается возможность оперирования критериями идентичности в контексте психического здоровья ребенка.
Ключевые слова: идентичность, критерии идентичности, психическое здоровье.
ПРОФИЛАКТИКА, ТЕРАПИЯ, КОРРЕКЦИЯ, РЕАБИЛИТАЦИЯ, ОРГАНИЗАЦИЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ И ПОМОЩИ

Л.Ф. Кремнева, Г.В. Козловская, М.А. Калинина, Н.И. Голубева, Т.А. Крылатова

МАЛЫЕ ДОЗЫ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ В ЛЕЧЕНИИ ПСИХИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ

ФГБНУ "Научный центр психического здоровья" (Москва).

Резюме. Наблюдалась когорта больных (в возрасте от 3 до 12 лет) с аутизмом и рано начавшейся шизофренией, с длительностью заболевания не менее года и резистентностью к терапии. Им проводилось длительное лечение рисполептом (рисперидоном) в сочетании с курсами биотиков, комплексонов, ноотропов. Детям 3-5 лет -1/20 от средней терапевтической дозы взрослых, равной 2 мг, более старшим -1/10 дозы. Полученные положительные результаты позволяют отнести рисперидон к препаратам выбора для длительной терапии в детском возрасте больных шизофренией и аутизмом. Применялись комплексные препараты (комплексоны), как вариант использования малых доз, не только совместно с рисперидоном, но и самостоятельно при различных видах психической патологии. Наиболее курабельны следующие синдромы: астенический, церебрастенический, тревожный, а также интеллектуально-мнестические нарушения.
Ключевые слова: малые дозы препаратов, рисперидон, шизофрения, аутизм, комплексоны.

М.Ю. Городнова

ПСИХОТЕРАПИЯ СЕМЬИ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

ФГБОУ ВО "Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова" (Санкт-Петербург).

Резюме. В статье предложен новый подход психотерапии семьи ребенка или подростка с ограниченными возможностями здоровья. Процесс принятия диагноза рассмотрен по аналогии с процессом принятия конечности жизни согласно стадиям, выделенным Э. Кюблер-Росс. Семейная психотерапия направлена на оптимизацию прохождения этих стадий членами семьи, исходя из признания смысла каждой стадии в преодолении стрессового события. Подчеркнута необходимость синхронизации в прохождении стадий у членов семьи для совладания с тяжелым заболеванием, его последствиями и феноменом ретравматизации. Сохранение и улучшение качества жизни членов семьи представлены как основная цель семейной психотерапии.
Ключевые слова: семейная психотерапия, тяжелый диагноз, ребенок с ограниченными возможностями здоровья.

Н.Г. Туровская

АНАЛИЗ СЛУЧАЯ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ ПОВЕДЕНИЯ ЦЕРЕБРАЛЬНО-ОРГАНИЧЕСКОГО ГЕНЕЗА

Волгоградский государственный медицинский университет, Волгоградский государственный социально-педагогический университет, Волгоградская областная детская клиническая психиатрическая больница (Волгоград).

Резюме. В статье освещаются вопросы психологического сопровождения детей с нарушениями поведения, возникшими вследствие или на фоне церебральной органической патологии. Анализируется случай оказания психологической помощи ребенку с резидуальной церебрально-органической недостаточностью и патологическими поведенческими реакциями. Делается вывод о необходимости коррекции стиля семейного воспитания больного ребенка.
Ключевые слова: церебральная органическая патология, нарушения поведения, стиль семейного воспитания.

Б.А. Дашиева, И.Е. Куприянова

ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА И ЭТНОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ РЕАБИЛИТАЦИИ У ПОДРОСТКОВ-ИНВАЛИДОВ РУССКОЙ И БУРЯТСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ

НИИ психического здоровья, Томский национальный исследовательский медицинский центр РАН (Томск).

Резюме. Проведено исследование психического здоровья подростков с инвалидизирующими заболеваниями 12-18 лет из двух этнических групп. Выявлен высокий уровень распространенности психических расстройств вне зависимости от национальной принадлежности. Обосновывается включение этнометодологии, позволяющей выявить значимые различия характеристик психического статуса. Предложен алгоритм интегративной оценки психической адаптации подростка-инвалида, включающей этнофункциональную составляющую. Разработаны реабилитационные программы, учитывающие этнофункциональный аспект. Приведены данные по эффективности использования программ реабилитации у подростков-инвалидов русской и бурятской национальности.
Ключевые слова: дети-инвалиды, психические расстройства, реабилитация, этнометодология.

А.А. Крысько

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К РОДИТЕЛЬСТВУ У ДЕВУШЕК-ПОДРОСТКОВ КАК ЭЛЕМЕНТ ПРОФИЛАКТИКИ РИСКОВАННОГО СЕКСУАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

ГБОУ ВПО Московский государственный психолого-педагогический университет (Москва).

Резюме. В статье описаны результаты формирующего эксперимента, направленного на развитие основ психологической готовности к материнству у девушек старшего подросткового возраста как элемента профилактики рискованного сексуального поведения, проведен сравнительный анализ результатов формирующего эксперимента на примере двух типов групп - однородной, где участницами были только девушки-подростки и смешанной, где участниками были девушки и юноши. Согласно полученным данным, реализация программы позволяет ориентировать подростков на их будущее, включить темы семьи и родительства в поле их сознательных размышлений, влияет на выбор благоприятных стилей воспитания детей, Исследование позволяет отметить, что тема родительства в подростковом сообществе рассматривается как через призму взаимоотношений полов, сексуальных отношений, так и через призму общих мировых тенденций о семье, браке, воспитании детей.
Ключевые слова: психологическая готовность к материнству, родительство, подростковый возраст, профилактика рискованного сексуального поведения, групповая работа с подростками, восстановительный подход
ОБЗОРЫ ЛИТЕРАТУРЫ, ЛЕКЦИИ, МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Кравченко И.В.1, Макаров И.В.1,2

ПАТОЛОГИЧЕСКОЕ ФАНТАЗИРОВАНИЕ (АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР) (окончание)

1Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева, 2Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова (Санкт-Петербург).

Резюме. В литературном обзоре представлена история изучения фантазирования в психиатрической клинике, сопоставлены данные отечественной и зарубежной литературы. Приведены варианты фантазирования с указанием синонимов и механизмы его развития, обобщены данные по синдромологии фантазирования.
Ключевые слова: псевдология, мифомания, синдром Мюнхгаузена, патологическое фантазирование, симулятивное расстройство.

Е.О. Смирнова

ВОЗРАСТНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К СВЕРСТНИКАМ (ЛЕКЦИЯ)

Московский государственный психолого-педагогический университет (Москва).

Резюме. Рассматриваются возрастные особенности и индивидуальные варианты отношения дошкольника со сверстниками. Описана возрастная динамика общения и отношения детей со сверстниками. Вторая часть лекции посвящена причинам популярности и непопулярности детей в группе сверстников. Обсуждаются результаты исследования, в котором сравнивались различные психологические особенности популярных и отвергаемых дошкольников. Показано, что в основе популярности дошкольников лежит эмоциональное отношение к сверстнику, которое выражается как в сопереживании, так и в готовности к реальной помощи другим детям. В заключительной части лекции приводятся принципы формирования позитивного отношения к дошкольников к сверстникам.
Ключевые слова: дошкольный возраст, общение, возрастная динамика отношения к сверстнику, общность с другим, потребность в признании и уважении, сопереживание, популярность в группе, отвержение сверстниками, принципы воспитания доброжелательного отношения к сверстникам.

Л.И. Старовойтова

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОСТИ ПОДГОТОВКИ СЕМЕЙ К ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ-СИРОТ

Российский государственный социальный университет (Москва).

Резюме. В статье предложен анализ системы подготовки приемных родителей для замещающих семей. В настоящее время одной из наиболее значимых социальных проблем России является преодоление негативных явлений, связанных с семьей, проблемой социального сиротства, а так же создание и законодательное закрепление целостной системы защиты прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Одной из наиболее распространенных форм семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является приемная семья, главной целью которой является создание оптимальных комфортных условий для социальной адаптации и реабилитации детей-сирот в благоприятной обстановке.
Ключевые слова: социальное сиротство, семейное воспитание, школа приемных родителей, социальная адаптация и реабилитация детей-сирот, социально-педагогическое сопровождение.
ОФИЦИАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ, РЕЦЕНЗИИ, ИНФОРМАЦИЯ

ЮРИЙ СТЕПАНОВИЧ ШЕВЧЕНКО (ЮБИЛЕЙ)

ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ПЕЧАТНЫХ РАБОТ


  RUS  

Full version in PDF format  2017 (17), № 2. CONTENTS

PSYCHIATRY, PSYCHOLOGY, PSYCHOTHERAPY, SOCIAL PEDAGOGICS AND ALLIED DIRECTIONS

R.V. Deych, S.A. Malinochka

PATHOLOGIC HOBBIES IN SCHIZOPHRENIC PATIENTS (AGE-DEPENDENCE CLINICAL ASPECTS)

Pirogov Russian National Research Medical University (RNRMU), Scientific and Practical Centre for Child and Adolescent Mental Health (Moscow).

Summary. The article describes the results of clinical-statistical comparative investigation of children and adolescents (43 observations) and mature (82 cases) schizophrenic patients with pathological hobbies. Children and teenagers hobby are socially maladaptive, autochthonous formations, with predominate overvalued or overvalued-delusional structure, prone to progressive or stable dynamics. Mature patients have obsessive-compulsive, overvalued or paranoid hobby, which was close related to psychosocial influences and prone to the stable and regressing dynamic. They have ambivalent social influence.
Keywords: pathologic hobbies, abnormal interests, schizophrenia, age-dependence.

I.A. Sarkisova, O.S. Gracheva

MODELS OF FORMATION OF SUICIDAL BEHAVIOR OF ADOLESCENTS (FORENSIC PSYCHIATRIC EXAMINATION ANALYSIS)

Scientific-Practical Center of Mental Health of Children and Adolescents behalf of G.E. Sukhareva (Moscow).

Summary. Amind rising levels of child and adolscent suicides in the Russian Federation sharply raises the issue of timely and accurate prevention and risk allocation. The article shows formation and development models of the suicidal behavior, including conditions, internal factors and social environment factors.
Keywords: child and adolescents suicides, suicidal risk factors, suicidal behavior formation.

S.B. Babarahimova

SUICIDAL BEHAVIOR OF DEPRESSIVE SPECTRUM IN ADOLESCENTS

Tashkent Pediatric Medical Institute (Tashkent, Uzbekistan).

Summary. Article presents the experience of analysis of the self-destructive behaviors in adolescents revealed that adolescents often observed demonstratively-blackmailing suicidal behavior, emerging against the background of depressive affect, as a result of intrapersonal conflicts and are mainly a problem of behavioral and stress-related disorders, occur against a background of non-psychotic level of psychopathological conditions. The study of clinical features of self-destructive actions in adolescents with behavioral disorders depressive register reveals the risk for suicidal willingness among this group of patient.
Keywords: behavioral disorders, depressive disorders, adolescents, self-destructive actions

T.G. Goryacheva, M.S. Misochenko

NEUROPSYCHOLOGICAL ASPECT OF THE DEVELOPMENT OF MENTAL FUNCTIONS OF PRESCHOOLERS WITH PERINATAL HYPOXIA AND BIRTH ASPHYXIA IN ANAMNESIS

Pirogov Russian National Research Medical University, City Resource Center Family Placement Of Orphans (Moscow).

Summary. This article presents the results of investigation of mental development among preschoolers with prenatal hypoxia and asphyxia in anamnesis. The neuropsychological investigation was carried among 60 full-term children aged 6 years old. The analysis of the data illustrates that effect of prenatal hypoxia asphyxia have delayed impact of mental development. Besides, it was found that the level of certain mental functions of children with intrauterine hypoxia in anamnesis differ from the level of mental functions of children with birth asphyxia.
Keywords: preschool age, intrauterine hypoxia, birth asphyxia, neuropsychological diagnostics, the risks of perinatal pathology.

E.V. Svistunova, M.S. Seravkina

THE SIGNIFICANCE OF SYMBOLIC MEDIATION FOR THE STUDY ON CHILDREN WITH ALLERGIC DISEASES

Moscow Institute of Psychoanalysis (Moscow).

Summary. This article discusses beliefs about themselves children of preschool age. This problem is revealed in the context of sign-symbolic mediation as a tool for the study of consciousness normally-developing children and children with psychosomatic diseases. The experience of domestic and foreign scholars in the study of perception of children of preschool age.
Keywords: sign-symbolic mediation, preschool children with allergic diseases

V.S. Sobkin, J.A. Khalutina

PARENTS OF SENIOR PRESCHOOL AGED CHILDREN: LIVING POSITION PECULIARITY

Institute of Education Management of the Russian Academy of Education (Moscow).

Summary. Following article is based on the questionnaire survey materials of 486 parents of senior preschool aged children attending kindergardens in Moscow. Three factors characterizing peculiarity in parents` living position are being analyzed: parents` value orientations; estimation of life perspectives success; parents` fear and concern. The influence of socio-demographic and socio-stratification factors on the specifications of parents living position is shown.
Keywords: parent, preschooler, senior preschool age, value orientations, life perspectives, fears and concerns, demographical factors, socio-stratification factors.

A.N. Makhinin, T.Y. Skibo

ABOUT THE POSSIBILITY OF USE OF CRITERIA IDENTITY WHEN STUDYING MENTAL HEALTH OF CHILDREN

The Voronezh State Pedagogical University, Military and Air Academy of a name of Professor N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin (Voronezh).

Summary. Authors consider identity as a phenomenon of internal subjective manifestation of the personality. In this regard the possibility of operating in the context of her mental health is proved by criteria of identity of the personality of the child.
Keywords: identity, criteria of identity, mental health.
PREVENTION, THERAPY, CORRECTION, REHABILITATION, MANAGEMENT OF INVESTIGATION AND TREATMENT

L.F. Kremneva, G.V. Kozlovskaya, M.A. Kalinina, N.I. Golubeva, T.A. Krylatova

MINI-DOSES OF MEDICAMENTS IN DRUG THERAPY OF CHILGHOOD MENTAL DESEASES

Research Centre of Mental Health (Moscow).

Summary. There was observed the cohort of ill children (from 3 to 12 years old) with early started schizophrenia and autism lasting at least one year and resistant to the therapy. They were treated during a long time with Respolept (Risperidon) (in combination with courses of bioticos, chelators and nootropics); 3-5 years old children received 1|20 of the adult dose, the elder - 1|10. The positive results permit to consider Respolept the drug of choice for the prolonged treatment of little patients with schizophrenia and autism. The complex preparations (chelators) were used as a variant of mini-doses, not only in combination with Respolept, but also independently while treating different kinds of mental pathology. The most curable were the following syndromes: asthenic, cerebro- asthenic, disturbing syndrome, and intellectual mnestic disorders.
Keywords: mini-doses, respolept, schizophrenia, autism, complex preparations.

M.Yu. Gorodnova

PSYCHOTHERAPY OF THE FAMILY WITH A DISABILED CHILD

North-Western State Medical University named after I.I. Mechnikov (Saint-Petersburg)

Summary. We propose a new approach to the psychotherapy of the family of the child or young person with disabilities and consider the process of making diagnosis by analogy with the process of the adoption of the finiteness of life, according to stages, set by E. Kubler-Ross. Family therapy is aimed at optimizing the passage of these stages the family members on the basis of recognition of the meaning of each stage in overcoming stressful events. We stressed the importance of timing in the passing stages in family members for coping with a serious illness, its consequences, and the phenomenon of retraumatization. Maintaining and improving the quality of life of family members is presented as the main purpose of family psychotherapy.
Keywords: family therapy, a difficult diagnosis, a child with a disability.

N.G.Turovskaya

ANALYSIS OF CASE OF PSYCHOCORRECTIONAL ACCOMPANIMENT OF THE CHILD WITH DISORDERS OF BEHAVIOR CAUSED BY CEREBRAL ORGANIC PATHOLOGI

Volgograd State Medical University, Volgograd State Social and Pedagogical University, Volgograd Regional Children's Psychiatric Teaching Hospital (The Center of Children and Teenagers' Mental Health) (Volgograd).

Summary. The article highlights the issues of psychological support for children with behavioral problems, arising out of or in the background of cerebral organic pathology. Authors analyze the case of the provision of psychological assistance to child with residual cerebral organic pathology and abnormal behavioral reactions. It is concluded that the necessity correction of a style of family education of a sick child.
Keywords: cerebral organic pathology, disorders of behavior, style of family education.

B.A. Dashieva, I.E. Kupriyanova

MENTAL DISORDERS IN ADOLESCENTS OF RUSSIAN AND BURYAT NATIONALITIES AND ETHNO-FUNCTIONAL ASPECT OF THEIR REHABILITATION

Mental Health Research Institute, Tomsk National Research Medical Center, Russian Academy of Sciences (Tomsk).

Summary. The study of mental health of adolescents aged 12-18 years with disabling diseases from two ethnic groups has been carried out. A high level of prevalence of mental disorders irrespective from ethnicity has been revealed. Inclusion of ethnomethodology has been supported which allows detecting significant differences of mental status characteristics. The algorithm of integrative evaluation of mental adaptation of the adolescent with disability is proposed which includes ethno-functional constituent. The rehabilitative programs have been developed which take into account ethno-functional aspect. Data on efficiency of use of programs of rehabilitation in adolescents of Russian and Buryat nationalities with disabling diseases are introduced.
Keywords: children with disabilities, mental disorders, rehabilitation, ethnomethodology

A.A. Krysko

FEATURES OF THE FORMATION OF PSYCHOLOGICAL READINESS FOR MOTHERHOOD FOR FEMALE TEENAGERS AN EXAMPLE TWO TYPES OF GROUPS: HOMOGENEOUS AND MIXED

Moscow State University of Psychology and Education (Moscow).

Summary. The article describes the results of the formative experiment at the development of the foundations of psychological readiness for motherhood for female teenagers, a comparative analysis of the experiment results on the example of two types of groups - homogeneous, where participants were only teenage girls and mixed, where the participants were girls and boys. According to information received, the implementation of the program allows Teens to focus on their future, to incorporate themes of family and parenthood in the field of their conscious thoughts, affects the choice of favorable parenting styles of children. Study allows to note that the theme of teenage parenthood in the community is seen through the prism of gender relations, sexual relations and through general global trends about the family, marriage, parenting
Keywords: psychological readiness for motherhood, adolescence, prevention of deviant parenting, sexual behavior group work with teenagers, restorative approach.
LITERATURE REVIEWS, LECTIONS, METHODICAL MATHERIALS

I.V. Kravchenko 1, Igor V. Makarov 2

PATHOLOGICAL FANTASIZING: ANALYTICAL REVIEW (final part)

1V.M. Bekhterev Psychoneurological Research Institute, 2North-Western I.I. Mechnicov State Medical University (Saint-Petersburg).

Summary. The literary review examines the history of the study fantasizing in a psychiatric clinic and compares the data of the Russian and foreign literature. Variants of fantasizing with indicating of synonyms and mechanisms of its development are given, the data of syndromology of fantasizing are summarized.
Keywords: pseudologia phantastica, mythomania, M?nchhausen syndrome, pathological fantasizing, factitious disorder.

E.O. Smirnova

AGE AND INDIVIDUAL PECULIARITIES OF THE PRESCHOOLS RELATIONSHIP TO THE PEERS (LECTURE)

Moscow State Psychological-Pedagogical University (Moscow).

Summary. Age features and individual variants of the preschooler's relationship with peers are considered. The age dynamics of communication and the relationship of children with their peers are described. The second part of the lecture is devoted to the reasons for the popularity and unpopularity of children in the peer group. The results of a study comparing the various psychological characteristics of popular and rejected preschool children are discussed. It is shown that the basis for the popularity of preschoolers is the emotional attitude towards a peer, which is expressed both in empathy and in readiness for real help to other children. In the concluding part of the lecture, the principles of forming a positive attitude towards preschool children towards their peers are given.
Keywords: preschool age, communication, age dynamics of attitude towards a peer, commonality with another, the need for recognition and respect, empathy, popularity in a group, rejection by peers, principles of education of a benevolent attitude towards peers.

L.I. Starovoytova

SOCIAL AND PEDAGOGICAL MAINTENANCE AS CONDITION OF SUCCESS OF PREPARATION OF FAMILIES FOR EDUCATION OF ORPHAN CHILDREN

Russian State Social University (Moscow).

Summary: in article the analysis of system of training of adoptive parents for the replacing families is offered. Now one of the most significant social problems of Russia is overcoming of the negative phenomena connected with a family, a problem of a social orphanhood, and also creation and legislative fixing of complete system of protection of the rights and legitimate interests of children without parental support. One of the most widespread forms of family education of orphan children and children without parental support, the foster home which main goal is creation of optimum comfortable conditions for social adaptation and rehabilitation of orphan children in a favorable situation is.
Keywords: social orphanhood, family education, school for foster parents, social adaptation and rehabilitation of orphan children, social and pedagogical maintenance.
OFICIAL MATERIALS, CRITIQUES, INFORMATION

Anniversary. YURY STEPANOVICH SHEVCHENKO

THE RULES FOR SCIENTIFIC WRITINGS