Журнал "Вопросы психического здоровья
детей и подростков"

   
  ENG  

полная версия в pdf-формате  Выпуск 2018 (18), № 4. Содержание номера

ПСИХИАТРИЯ, ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОТЕРАПИЯ, СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И СМЕЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

А.В. Свинцова

АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ: РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ, КЛИНИКО-ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ, ВОЗМОЖНОСТИ ВЫЯВЛЕНИЯ И ПРОФИЛАКТИКИ

Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова (Москва).

Резюме: Приводятся результаты исследования распространенности агрессии в структуре психопатологических проявлений у пациентов ГБУЗ "Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков им. Г.Е. Сухаревой". Сплошным методом были изучены истории болезни 2434 пациентов в возрасте от 6 до 18 лет, находившихся на лечении в 2014 г. Выкопировка и анализ данных из историй болезни выявили указания на агрессию у 27,2% (n=661) пациентов. Непосредственно была изучена когорта из 67 детей и подростков, выделенных методом случайной выборки среди пациентов, поступивших с жалобами на агрессивное поведение. Из них у 45 пациентов (67,2%) были выявлены нарушения влечений агрессивно-садистического спектра.
Ключевые слова: дети и подростки, агрессивное поведение, агрессивно-садистические влечения, распространенность, типология, факторы риска, диагностика и профилактика.

О.И. Ефимова, И.С. Гатина*, А.А. Ощепков*

ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ СТРУКТУРЫ ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ

ФГБНУ "Центр защиты прав и интересов детей" (Москва); *ФБГОУ ВПО "Димитровградский инженерно-технологический институт - филиал "Национального исследовательского ядерного университета "Московский инженерно-физический институт" (Димитровград Ульяновской обл.)

Резюме. Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена динамичными трансформациями общественных ценностей, отражающихся в сознании подрастающего поколения и проявляющихся в разнообразных формах девиантного поведения. Целью статьи является изучение влияния системы ценностей на мотивацию подростков, выражающуюся в ориентации поведения на нормативную либо девиантную направленность. Для этого проведено экспериментальное исследование влияния социально-психологической коррекции, проводимой в виде программы ценностно-мотивационного развития, на систему ценностей подростков и на изменение поведения. В результате такого эксперимента было выявлено позитивное воздействие раскрытия внутренней мотивации, позволяющей выявитьть истинные смыслы собственной деятельности, что, в свою очередь, положительно влияет на ориентацию поведения на нормативную направленность. Материалы статьи могут быть полезными в практической работе школьных психологов при решении проблем, связанных с девиантным поведением подростков.
Ключевые слова: личность, ценностные ориентации, мотивация, подростки, девиантное поведение.

Т.В. Уласень

КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНТОЛЕРАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ВОСПИТАННИКОВ СОЦИОЗАЩИТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ С ПОЗИЦИЙ СЦЕНАРНОГО АНАЛИЗА

ФГБОУ ВО "Смоленский государственный медицинский университет" (Смоленск).

Резюме. В работе представлены результаты изучения агрессивных и враждебных проявлений у воспитанников социозащитного учреждения с позиций сценарного анализа. В контексте разбора толерантного/интолерантного поведения большое значение приобретает знание уязвимых позиций детской психики, которые в условиях хронического стресса и неблагоприятных внешних воздействий могут стать предпосылками для возникновения социально-психологической дизадаптации, источником которой могу быть нарушения в системе "семья-ребенок-социальное окружение". В связи с этим особого внимания специалистов заслуживает изучение жизненного стиля подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, с выделением маркеров интолерантного поведения, приводящих данный контингент в группы "социального риска". Сделан вывод о необходимости создания дифференцированной программы социально-психологического тренинга для данного контингента, направленной на снижение агрессивного/враждебного поведения и формирование толерантных установок к окружающему миру.
Ключевые слова: толерантное/интолерантное поведение, агрессивность, враждебность, жизненный сценарий, стресс, воспитанники социозащитного учреждения.

В. Цимприх1, А.В. Локтионова2, И.А. Симоненко3, А.В. Шевченко3

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ОТНОШЕНИЙ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ КАК ФАКТОР ЕГО ПСИХОСОМАТИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

1Институт детской, подростковой и младенческой психотерапии ÖKIDs (Вена, Австрия); 2Институт интегративной детской психотерапии и практической психологии "Генезис" (Москва); 3ФГБОУ ВО Курский государственный медицинский университет (Курск).

Резюме. В статье предложен анализ семейной системы с точки зрения процесса адаптации ребенка в семье и выстраивания его функциональных систем отношений. Сформулировано понятие функциональной системы отношений ребенка в семье, описаны признаки ее функциональности-дисфункциональности. Вводятся понятия партнера по общению и идентификационного партнера ребенка в семье, формирующих триаду отношений. Представлены результаты эмпирического исследования 1158 испытуемых (детей, подростков и членов их семей), позволяющие установить психологические особенности функциональной системы отношений ребенка с функциональной диспепсией на уровне триады.
Ключевые слова: психосоматическое расстройство, функциональная система отношений, семейная система, идентификация, привязанность.
ПРОФИЛАКТИКА, ТЕРАПИЯ, КОРРЕКЦИЯ, РЕАБИЛИТАЦИЯ, ОРГАНИЗАЦИЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ И ПОМОЩИ

И.В. Габер1, В.В. Зарецкий2

НОВЫЙ ВЕКТОР ЦЕЛИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ: ОТ КОНТРОЛЯ К РАЗВИТИЮ

1ГАУ ДПО НСО Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования (Новосибирск), 2ФГБНУ "Центр защиты прав и интересов детей" (Москва).

Резюме. В статье рассматриваются итоги социально-психологического тестирования обучающихся в Российской Федерации. Приведены результаты анализа применяемых диагностических инструментов. Уточняются цель социально-психологического тестирования и способы ее достижения. Рассматриваются опасности и преимущества двух альтернативных направлений диагностического процесса: выявление предпосылок аддиктивного поведения или ресурсов здоровья, препятствующих выбору аддиктивного пути. Приведен перечень факторов аддиктивного риска, в силу многочисленности и разнообразия которых выделение конкретных причин наркотизации личности становится бесперспективным. Становление эго-идентичности, субъектности, формирование здоровых личностных установок, реализация принципов безопасности, гуманности и антропологичности образовательной среды рассматриваются как факторы развития личности и новый вектор цели социально-психологического тестирования обучающихся.
Ключевые слова: социально-психологическое тестирование, факторы аддиктивного риска, идентичность, субъектность, здоровые личностные установки, гуманизация, гуманитаризация и антропологизация образования.

А.В. Кузина

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ КОМПЛЕКСНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, СТРАДАЮЩИМИ РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Центр социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья "Попутный ветер" (Калуга).

Резюме. В статье рассматривается опыт развития произвольной регуляции деятельности детей с РАС в процессе комплексной коррекционной работы в студиях телесной терапии, арт-терапии и логопедии. Описывается значимость коррекции поведенческой сферы психической деятельности ребенка для формирования когнитивных способностей, социализации и адаптации.
Ключевые слова: расстройство аутистического спектра, арт-терапия, телесно-ориентированная терапия, логопедия, комплексный подход, когнитивное развитие, формирование произвольности.

А.С. Николаев1, О.В. Фролова1, А.А. Балякова2, Е.Е. Ляксо1

РАСПОЗНАВАНИЕ ВЗРОСЛЫМИ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

1 Санкт-Петербургский государственный университет, 2 Институт физиологии им. И.П. Павлова РАН (Санкт-Петербург).

Резюме. В статье рассматриваются особенности распознавания взрослыми значения слов детей 5-11 лет с расстройствами аутистического спектра (РАС, n=10) и их типично развивающихся сверстников (ТР, n=10). Описаны особенности речевого развития детей с РАС и ТР на основании логопедического заключения, акустического и фонетического методов анализа. Показано, что взрослые на основе слухового восприятия верно распознают значение меньшего количества слов детей с РАС по сравнению со словами ТР детей. Установлено, что слова детей, распознанные взрослыми с разной вероятностью, различаются по временным и спектральным характеристикам.
Ключевые слова: детская речь, расстройства аутистического спектра, перцептивный анализ речи, инструментальный анализ.

С.А.Игумнов1,2, В.В. Зарецкий2, Е.Ю. Шамарова3

САЙТЫ АУТОДЕСТРУКТИВНОГО СОДЕРЖАНИЯ В РУССКОЯЗЫЧНОМ СЕГМЕНТЕ ИНТЕРНЕТ

1ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского", 2ФГБНУ "Центр защиты прав и интересов детей" (Москва), 3Институт психологии Белорусского государственного педагогического университета им. М.Танка (Минск).

Резюме. Проведен анализ суицидального контента в русскоязычном сегменте Интернета. Согласно результатам исследования, данные об "эпидемии" подростковых суицидов не соответствуют действительности. Зависимость увеличения количества подростковых суицидов от существования "групп смерти" на сегодняшний день - феномен СМИ и СМК. На уровне доказательных научных исследований эта зависимость пока не подтверждена. Вместе с тем сообщения о самоубийствах или изображения самоубийств, передаваемые в СМИ и СМК, имеют негативный эффект. Имитационные суициды или информация о них обеспечивают подростков моделью поведения, снижающей внутренние запреты на самоубийство.
Ключевые слова: контент анализ, суицид, "группы смерти", профилактика, социальные сети.
КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ

А.Е. Колпакова

НАРУШЕНИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ КАК ФАКТОР РИСКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Санкт-Петербургский государственный университет (Санкт-Петербург).

Резюме. Исследование посвящено изучению нарушений семейного воспитания и акцентуаций подростков как возможных факторов риска девиантного поведения у них. Мы опирались на работы Э.Г. Эйдемиллера в раскрытии понятий патологизирующего воспитания и причин нарушений процесса воспитания, на концепцию К. Леонгарда о видах акцентуаций личности. В исследовании приняли участие 30 подростков и 30 их матерей. Было установлено, что акцентуированные черты личности подростков более выражены в семьях, где используются негармоничные типы семейного воспитания. В группе таких подростков выявлена достоверно большая направленность на акцентуации застревающего, педантичного и демонстративного типов.
Ключевые слова: негармоничные типы воспитания, семья, девиантное поведение, акцентуации, подросток, личность, факторы риска.

Ю.Н. Федорова

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ ОТКЛОНЕНИЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (Москва).

Резюме. В статье рассматриваются социально-педагогические аспекты профилактики отклонений психического развития у детей младшего школьного возраста с общим нарушением речевого развития (ОНР). Сложность и неповторимость развития в детском возрасте обращает нас к изучению эмоциональных и поведенческих особенностей этих детей в контексте условий коррекционно-развивающей среды, специфики семейной ситуации и разных типов онтогенетического развития. Объединение разных точек зрения способствует более тщательному анализу нарушений в организации условий жизни и обучения ребенка, что важно для определения векторов профилактики отклонений в психическом развитии детей.
Ключевые слова: профилактика нарушений психического развития у детей, нарушения психического развития в детском возрасте, расстройства речи, социально-педагогические условия развития ребенка.

В.В. Ряшина, В.К. Рябцев

ТЕАТРАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ: РАЗВИТИЕ ИДЕЙ А.С. МАКАРЕНКО

1ФГБНУ "Центр защиты прав и интересов детей", 2ФГБНУ "Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО" (Москва).

Резюме. Опыт театральной педагогики А.С. Макаренко рассматривается с позиций антропологии образования в качестве идеальной нормы для разработки культурно-образовательных проектов в образовательной среде специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным поведением. В качестве примера приводится опыт реализации авторского межрегионального проекта "Школьные театральные сезоны".
Ключевые слова: театральная педагогика, культурно-образовательный подход, дети и подростки с девиантным поведением, антропология образования.
ОБЗОРЫ ЛИТЕРАТУРЫ, ЛЕКЦИИ, МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Ю.С. Афонина1, А.А. Григорьева1,2

КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ВИКТИМИЗАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ (СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ)

1ФГБУ "НМИЦ ПН им. В.П. Сербского", 2Национальный научный центр наркологии - филиал ФГБУ "НМИЦ ПН им. В.П. Сербского" (Москва).

Резюме: В статье представлен обзор отечественной и зарубежной литературы по теоретическому представлению проблемы виктимизации несовершеннолетних. Рассмотрены зарубежные и отечественные модели виктимного поведения подростков. Описана взаимосвязь психологических, социально-психологических и клинико-психопатологических факторов и формирования виктимного поведения несовершеннолетних. Подростковый возраст выделен как неспецифический фактор высокой уязвимости молодежи. Сделан вывод, что профилактика виктимного поведения направлена на реабилитацию жертв преступлений, а не на выявление несовершеннолетних группы риска. При этом отмечено, что эмпирические исследования, в частности, основаны на изучении жертв преступного посягательства. Показано, что в современных эмпирических исследованиях рассмотрены психологические факторы виктимизации, изученные более 30 лет назад, при этом в них не учитывается современный уровень развития общества.
Ключевые слова: виктимизация несовершеннолетних, модели виктимного поведения, клинико-психопатологические, социально-психологические и психологические факторы, подростковая группа риска.

Ю.С. Шевченко, А.В. Горюнова, С.В. Бугрий

ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ПАТОМОРФОЗ ПСИХИЧЕСКОГО ОНТОГЕНЕЗА. ЧАСТЬ I (ЭССЕ)

Кафедра детской психиатрии и психотерапии ФГБОУ ДПО РМАНПО (Москва).

Резюме. На модели расстройств аутистического спектра, половой дисфории, нервной анорексии обсуждается эволюционный смысл нарастания этих и прочих вариантов дизонтогенетических расстройств психики и их связь с глобальными экологическими и макросоциальными процессами. Анализируются генетические и эпигенетические механизмы биологической и культурной эволюции человеческого вида и возможность рассмотрения указанных популяционных фенотипических тенденций в качестве форм эволюционной преадаптации. Ставится вопрос о выборе профессиональной и гражданской позиции человека в эпоху антропоцена и постмодерна.
Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, генетика, эпигенетика, онтогенез, биологическая эволюция, антропоцен, постмодерн.
ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ПЕЧАТНЫХ РАБОТ


  RUS  

Full version in PDF format  2018 (18), № 4. CONTENTS

PSYCHIATRY, PSYCHOLOGY, PSYCHOTHERAPY, SOCIAL PEDAGOGICS AND ALLIED DIRECTIONS

A.V. Svintsova

AGGRESSION IN CHILDREN AND ADOLESCENTS: PREVALENCE, CLINICAL AND PSYCHOPATHOLOGICAL ASPECTS, OPPORTUNITIES FOR DISEASE DETECTION AND PREVENTION

Pirogov Russian National Research Medical University (Moscow).

Summary. The research deals with prevalence of aggression in children with psychopathology treated in Sukhareva Scientific and Practical Centre for Child and Adolescent Mental Health. Case histories of 2434 patients aged from 6 to 18 admitted to the centre in 2014 had been analyzed using acontinuous study. The extracted data revealed aggression in 661 (27.2%) patients. The cohort of 67 children and adolescents selected by random sampling technique among patients hospitalized with complains on aggressive behavior was studied. In the cohort 45 patients (67.2%) revealed impulse disorders of aggressive and sadistic spectrum.
Keywords: children and adolescents, aggressive behavior, aggressive and sadistic behavior, prevalence, typology, risk factors, diagnostics and prevention.

O.I. Efimova, I.S. Gatina*, A.A. Oshchepkov*

THE STUDY OF DYNAMICS OF VALUES-MOTIVATIONAL PERSONALITY'S SPHERE STRUCTURE OF ADOLESCENTS, PRONE TO DEVIANT BEHAVIOR

The Centre for Protection of Rights of Children (Moscow); *Dimitrovgrad Engineering-Technological Institute - branch of National Research Nuclear University "Moscow Engineering-Physical Institute" (Dimitrovgrad, Ulyanovsk region).

Summary. In the article it is discussed the condition of contemporary Russian society associated with high transformation rate, exhibited on different levels, and projected into human personality. The exceptional significance is taken by the interiorization of modern values system into the values orientations system of adolescents, performing as a main behavioral regulator and motivator. For this reason, in this work, the conclusions about the necessity of norms-oriented value-motivational sphere of adolescent's personality forming as a possibility of deviant orientation prevention and correction are substantiated.
Keywords: personality, values orientations, motivation, adolescence, deviant behavior.

T.V. Ulasen

CLINICAL-PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF INTOLERANENT BEHAVIOR OF PERSONS OF SOCIO-SAFETY INSTITUTIONS FROM THE POSITIONS OF SCENAR ANALYSIS

FGBOU VO "Smolensk State Medical University" (Smolensk).

Summary. The paper presents the results of studying aggressive and hostile manifestations in pupils of a socioprotective institution in terms of scenario analysis. In the context of the analysis of tolerant / intolerant behavior, the knowledge of the vulnerable positions of the children's psyche acquires great importance, which, under conditions of chronic stress and unfavorable external influences, can become prerequisites for the emergence of socio-psychological disadaptation, the source of which can be violations in the "family-child-social environment" . In this regard, the special attention of specialists deserves a study of the life style of adolescents who find themselves in a difficult life situation, with the markers of intolerant behavior that lead this contingent to the "social risk" groups. It was concluded that it is necessary to create a differentiated program of socio-psychological training for this contingent, aimed at reducing aggressive / hostile behavior and the formation of tolerant attitudes toward the world around them.
Keywords: tolerant/intolerant behavior, aggressiveness, in-hostility, life scenario, stress, pupils of a socioprotective institution.

V. Tsimprikh1, A.V. Loktionova2, I.A. Simonenko3, A.V. Shevchenko3

FUNCTIONAL SYSTEM OF RELATIONSHIP OF THE CHILD IN THE FAMILY AS THE FACTOR OF ITS PSYCHOSOMATIC HEALTH

1Institute of Child, Adolescent and Infant Psychotherapy ÖKIDs (Wien, Austria); 2Institute of Integrative Children's Psychotherapy and Practical Psychology "Genesis" (Moscow); 3Kursk State Medical University (Kursk).

Summary. The article presents the analysis of the family system from the point of view of the child's adaptation process in the family and the construction of its functional relationship systems. The concept of the functional system of the child's relations in the family is formulated, and signs of its functionality-dysfunctionality are described. The concepts of a partner in communication and an identification partner of the child in the family that form the triad of relations are introduced. The results of an empirical study of 1,158 children, adolescents and members of their families, allowing establishing the psychological features of the functional system of the child's relationship with functional dyspepsia at the level of the triad, are presented.
Key words: psychosomatic disorder, functional system of relations, family system, identification, attachment.
PREVENTION, THERAPY, CORRECTION, REHABILITATION, MANAGEMENT OF INVESTIGATION AND TREATMENT

I. V. Gaber1, V.V. Zaretsky2

NEW VECTOR OF THE PURPOSE OF SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL TESTING OF STUDENTS: FROM CONTROL TO DEVELOPMENT

1The Novosibirsk Institute of Advanced Training and Retraining of Education Workers (Novosibirsk). 2Center for Protection of the Rights and Interests of Children (Moscow).

Summary. The article discusses the results of socio-psychological testing of students in the Russian Federation. The results of the analysis used diagnostic tools. Clarifies the goal of socio-psychological testing and ways to achieve it. The dangers and benefits of two alternative areas of the diagnostic process are considered: identifying the prerequisites of addictive behavior or health resources that impede the choice of an addictive path. A list of addictive risk factors is given, due to the multiplicity and diversity of which the identification of specific causes of anesthesia of an individual becomes unpromising. The formation of ego-identity, subjectivity, the formation of healthy personal attitudes, the implementation of the principles of safety, humanity and anthropology of the educational environment are considered as factors of personal development and a new vector of goal of social and psychological testing of students.
Keywords: socio-psychological testing, addictive risk factors, identity, subjectivity, healthy personality attitudes, humanization, humanization and anthropologization of education.

A.V. Kuzina

EXPERIENCE IN THE ORGANIZATION OF COMPLEX CORRECTIONAL WORK WITH CHILDREN SUFFERING FROM AUTISM SPECTRUM DISORDER

Center for Social Rehabilitation of Children with Disabilities " Poputnii Veter" (Kaluga).

Summary. The article considers the experience of development of arbitrary regulation of activity of children with ASD in the process of complex correctional work in the studios of body therapy, art therapy and speech therapy. The importance of correction of the behavioral sphere of mental activity of the child for the formation of cognitive abilities, socialization and adaptation is described.
Key words: autism spectrum disorder, art therapy, body-oriented therapy, speech therapy, complex approach, cognitive development, formation of arbitrariness.

A.S. Nikolaev1, O.V. Frolova1, A.A. Balyakova2, E.E. Lyakso1

RECOGNITION OF MEANING OF WORD OF CHILDREN WITH AUTISM SPECTRUM DISORDERS BY ADULTS

1 Saint Petersburg State University, 2 Pavlov Institute of Physiology RAS (Saint Petersburg).

Summary. The specificity of adult recognition of word meaning of 5-11 years old children with autism spectrum disorders (ASD, n=10) and their typically developing peers (TD, n=10) are considered in the paper. The features of speech development of children with ASD and TD children are described on the basis of logopedic report, acoustic and phonetic analysis methods. Adults on the basis of auditory perception correctly recognize meaning of a smaller number of words of children with ASD comparing with TD children. The children's words recognized by adults with different probabilities differ in their temporal and spectral characteristics.
Keywords: child speech, autism spectrum disorders, perceptive analysis, instrumental analysis.

S.A. Igumnov1,2, V.V. Zaretsky2, H.Yu. Shamarova3

SITES OF AUTODESTRUCTIVE CONTENT IN THE RUSSIAN-LANGUAGE SEGMENT INTERNET

1The National Medical Research Center for Psychiatry and Addiction Problems named after V.P. Serbsky, 2Centre for Children Rights Protection, Ministry of Education of Russian Federation (Moscow), 3Institute of Psychology- Belarusian State University named after M. Tank (Minsk).

Summary. A content analysis of suicidal data was carried out in the Russian-language Internet. The results obtained shows that the data on the "epidemic" of teenage suicides are untrue. The dependence of the increase in the number of teenage suicides on the existence of "death groups" to date is a phenomenon of the media and the QMS. At the level of evidence-based scientific research, this dependence has not yet been confirmed. Simulated suicides or information about them provide teenagers with a model of behavior that reduces internal prohibitions on suicide. In the Russian-speaking segment of the Internet there is both content of information-prevention orientation, and destructive content.
Key words: content analysis, suicide, "death groups", prevention, social networks.
SHORT COMMUNICATIONS

A.E. Kolpakova

DISORDERS OF THE PARENTING AS A RISK FACTOR OF DEVIANT BEHAVIOR OF TEENAGERS

St. Petersburg State University (St. Petersburg).

Summary. The research is devoted to the study of disorders of the parenting and accentuations of adolescents as possible risk factors for deviant behavior in them. We relied on the work of E.G. Eidemiller in revealing the concepts of patolologonizing upbringing and the causes of disorders of the upbringing process, the concept of K.Leongard about the types of accentuations of the individual. The study involved 30 adolescents and their mothers. It was found that there are more pronounced of accentuated personality traits of adolescents in families which use the inharmonious types of parenting. In that group of adolescents there was significantly greater orientation on the accentuation of getting stuck, pedantic and demonstrative types.
Keywords: inharmonious types of parenting, family, deviant behavior, accentuations, adolescent, personality, risk factors.

Yu.N. Fedorova

SOCIAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF THE PREVENTION OF DISORDERS IN PSYCHOLOGICAL DEVELOPMENT IN JUNIOR SCHOOL AGE CHILDREN WITH GENERAL SPEECH DISORDER

Lomonosov Moscow State University (Moscow).

Summary. Social and pedagogical aspects of the prevention of disturbances in psychological development in junior school age children with general speech disorder are presented. The multiplicity and soleness of child's development lets us see emotional and behavioural features of these children taking into account the specific features of correctional environment, family and different types of ontogenetic development of children. Different points of view on the analysis of incorrect life and educational conditions of child are described. The necessity of this analysis for determining prevention vectors of disturbances in psychological development in children is demonstrated.
Keywords: prevention of disorders in psychological development in children, disturbances in psychological development in children, speech disorders, social and pedagogical conditions of children development.

V.V. Ryashina, V.K. Ryabtsev

THEATRE PROJECTS AS AN EDUCATIONAL ENVIRONMENT FOR CHILDREN WITH DEVIANT BEHAVIOR: DEVELOPMENT OF MAKARENKO`S IDEAS

Center for Protection of Rights and Interests of Children, Institute for The Study of Childhood, Family and Education of The Russian Academy of Education (Moscow).

Summary. The experience of theatre pedagogy of Makarenko is considered from the standpoint of anthropology of education as an ideal norm for the development of cultural and educational projects in the educational environment of special educational institutions for children and adolescents with deviant behavior. As an example is presented the author's experience of the interregional project "School Theatre Seaons".
Keywords: theatre pedagogy, cultural-educational project, children and adolescents with deviant behavior, anthropology of education.
LITERATURE REVIEWS, LECTIONS, METHODICAL MATHERIALS

Yu.S. Afonina, A.A. Grigoryeva

CLINICAL, PSYCHOLOGICAL AND SOCIAL FACTORS OF VICTIMIZATION OF MINORS (THE CURRENT STATE OF THE PROBLEM)

Federal State Budgetary Institution "V. Serbsky National Medical Research Centre for Psychiatry and Narcology" (Moscow).

Summary. The article presents an overview of Russian and foreign literature on the theoretical presentation of the problem of victimization of minors. Foreign and domestic models of victim behavior of adolescents are considered. The relationship of psychological, socio-psychological and clinical-psychopathological factors, and the formation of victim behavior of minors is described. Adolescence is identified as a nonspecific factor of high vulnerability of young people. It is concluded that the prevention of victim behavior is aimed at the rehabilitation of victims of crime, and not at identifying minors at risk. It was noted that empirical studies are based on victims of criminal assault. It is shown that in modern empirical studies psychological factors of victimization, studied more than 30 years ago, are considered, while the modern level of development of society is not taken into account.
Keywords: victimization of minors, models of victim behavior, clinical, social and psychological factors, adolescent risk group.

Ju.S. Shevchenko, A.V. Goryunova, S.V. Bugriy

EVOLUTIONARY PATHOMORPHOSIS OF MENTAL ONTOGENESIS. PART I (ESSAY)

Department of child psychiatry and psychotherapy. Russian Medical Academy of Continuous Professional Education (Moscow).

Summary. On the model of autism spectrum disorders, gender dysphoria, anorexia nervosa discusses evolutionary sense of the rise of these and other variants of dysontogenetic affective disorders and their relationship to global environmental and makrosocial processes. Analyses of the genetic and epigenetic machanisms of biological and cultural evolution of the human species and the possibility of considering these population phenotypical trends as the forms of evolutionary preadaptation. Question about the choice of professional and civilian positions human in the era of Anthropocene and postmodernism.
Keywords: autism spectrum disorders, genetics, epigenetics, ontogenesis, biological evolution, the Anthropocene, postmodern.
THE RULES FOR SCIENTIFIC WRITINGS