Журнал "Вопросы психического здоровья
детей и подростков"

   
  ENG  

полная версия в pdf-формате  Выпуск 2020 (20), №4. Содержание номера

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕДКОЛЛЕГИИ
ПСИХИАТРИЯ, ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОТЕРАПИЯ, СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И СМЕЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

О.Ю. Кочерова1, Е.Н. Антышева1,2, О.М. Филькина1, В.В. Чубаровский3

ДИНАМИКА РАССТРОЙСТВ НЕВРОТИЧЕСКОГО УРОВНЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРВЫЙ ГОД ВОСПИТАНИЯ В ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЬЯХ

1ФГБУ "Ивановский НИИ материнства и детства им. В.Н. Городкова", 2ФГБОУ ВО "Ивановская государственная медицинская академия" (Иваново), 3ФГАУ "Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей" (Москва).

Резюме. В результате лонгитюдного исследования установлено, что создание благоприятных микросоциальных условий в замещающей семье приводит у приемных детей раннего возраста к нивелированию депрессивной симптоматики. Однако процесс адаптации в новой семье и формирование вторичной привязанности к приемным родителям сопровождается у детей соматовегетативными, эмоционально-поведенческими нарушениями с тревожностью, раздражительностью, гипердинамическим синдромом, стремлением к непослушанию, демонстративным поведением и агрессивностью, патологическими привычными действиями, что определяет необходимость сопровождения приемной семьи с участием психиатра.
Ключевые слова: дети раннего возраста, замещающая семья, невротические расстройства.

Н.В.Зверева, Е.Ф. Шведовский

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ПОДРОСТКОВ С ШИЗОФРЕНИЕЙ

ФГБНУ "Научный центр психического здоровья", ФГБОУ ВО "Московский государственный психолого-педагогический университет" (Москва).

Резюме. Речевые нарушения являются одними и самых ярких проявлений шизофрении. При этом в зависимости от различных факторов, включающих актуальный возрастной этап, речевые проявления заболевания могут иметь различную степень выраженности. Настоящая статья посвящена экспериментальному исследованию экспрессивной речевой деятельности у подростков при расстройствах шизофренического круга. Выборка исследования: 53 пациента с диагнозами F20.xx, F21.xx и др. (12-17 лет); 53 нормотипичных сверстника (11-17 лет). Применялся комплекс патопсихологических методик (Слоговая методика, Конструирование объектов, Направленные вербальные ассоциации, Сочинение по картинке). Выявлены значимые различия между группами по параметрам стандартности ответов (в устной речи), продуктивности (в письменной речи). Полученные результаты могут свидетельствовать об особом профиле речемыслительной деятельности подростков при шизофрении.
Ключевые слова: шизофрения, экспрессивная речь, письменная речь, мышление.

И.Н. Власенкова1, М.С. Скавронская1,2

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ ДЕВИАНТНЫХ ПОДРОСТКОВ

1Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВПО МГППУ), 2Психологическийцентр "ДОМЪ" (Москва).

Резюме. В статье представлено исследование уровня тревожности, успешности распознавания эмоций и напряженности защитных механизмов у девиантных подростков. Выборка исследования: 40 подростков 14-18 лет. Методы исследования: тесты СДП, "Склонность к аддиктивному поведению", "Индекс жизненного стиля", шкала тревожности Спилбергера, методика распознавания эмоций по лицевым экспрессиям с использованием базы стимулов NimStim. Получена связь аддиктивного поведения с низкой успешностью распознавания эмоциональных выражений и высокой напряженностью механизмов отрицания и проекции. Результаты имеют потенциальное применение в создании и усовершенствовании коррекционных и профилактических программ работы с подростками.
Ключевые слова: подростки, девиантное поведение, распознавание эмоций, защитные механизмы, тревожность.

О.Г. Беляева

ОСОБЕННОСТИ ВРЕМЕНН0Й ПЕРСПЕКТИВЫ У ПОДРОСТКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

ГАОУ ВО "Московский городской педагогический университет" (Москва).

Резюме. В статье проанализированы особенности временн?й перспективы у подростков с интеллектуальной недостаточностью. Впервые подростки с особыми образовательными потребностями сталкиваются с планированием своего будущего на этапе выбора профессии, что подчеркивает важность формирования временн?й перспективы в подростковом возрасте. Проведенное исследование показывает, что временн?я перспектива у подростков с умственной отсталостью не сформирована.
Ключевые слова: интеллектуальная недостаточность, личность, самоопределение, подростковый возраст, временн?я перспектива.

Я.К. Смирнова, А.В. Макашова, А.А. Мудрук

ОСОБЕННОСТИ МОДЕЛИ ПСИХИЧЕСКОГО ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

ФГБОУ ВО "Алтайский государственный университет" (Барнаул).

Резюме. Статья посвящена изучению особенностей развития модели психического дошкольников с нарушением слуха после кохлеарной имплантации. Производится анализ дефицита модели психического дошкольников с нарушением слуха, который связан с особенностью использования средств установления эпизодов совместного внимания. Осведомленность ребёнка о состоянии внимания взрослого рассматривается как критический компонент совместного внимания, необходимый для развития модели психического. На выборке из 40 дошкольников с сенсоневральной тугоухостью с кохлеарными имплантами и выборке контраста применены стандартные методики оценки модели психического. Показано, что дошкольникам с нарушением слуха оказываются избирательно недоступны средства детекции и интерпретации намерений другого человека. В ситуации детекции намерений дети с нарушением слуха испытывают трудности выделения социальных сигналов.
Ключевые слова: модель психического, теория разума, социальное познание, социальное внимание, совместное внимание, возрастное развитие, дошкольный возраст, атипичное развитие, айтрекер.
ПРОФИЛАКТИКА, ТЕРАПИЯ, КОРРЕКЦИЯ, РЕАБИЛИТАЦИЯ, ОРГАНИЗАЦИЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ И ПОМОЩИ

Н.К. Кириллина

ПСИХОТЕРАПИЯ СЕЛЕКТИВНОГО МУТИЗМА У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ (ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ОЧЕРК)

Институт Гармоничного Развития и Адаптации (Москва).

Резюме. В статье рассмотрены вопросы лечения селективного мутизма у детей и подростков. Основное внимание уделено психотерапевтическим подходам - недирективной игровой терапии, игровой терапии по методу В. Оклендер, когнитивно-поведенческой терапии, также работе с семьей, принципам междисциплинарного взаимодействия.
Ключевые слова: селективный мутизм, элективный мутизм, тревожные расстройства, недирективная игровая психотерапия, когнитивно-поведенческая психотерапия.

В.В. Колягин1, Е.П. Чернигова2

РАССТРОЙСТВА АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА - СИНДРОМ АСПЕРГЕРА, СИНДРОМ КАННЕРА (КЛИНИЧЕСКИЕ СЛУЧАИ)

1Иркутская государственная медицинская академия последипломного образования - филиал ФГБОУ ДПО РМАНПО, 2ОГКУЗ "Иркутская областная клиническая психиатрическая больница № 1" (Иркутск).

Резюме. Представлены: клинические случаи расстройств аутистического спектра: синдром Аспергера; синдром Аспергера с коморбидным биполярным аффективным расстройством; синдром Каннера с коморбидным СДВГ у подростков, пациентов детского психиатрического отделения.
Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, РАС, синдром Аспергера, СА, детский аутизм, ДА, синдром Каннера, СК, атипичный аутизм, АА, гипомания, мания, депрессия, биполярное аффективное расстройство, БАР, синдром дефицита внимания и гиперактивности, СДВГ, когнитивно-поведенческая психотерапия, КППТ, психообразование, ПО.

В.С. Собкин1, Е.А Калашникова1, Л.П. Фальковская2

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА В ШКОЛЕ: МНЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА

1Центр социологии образования ФГБНУ "ИУО РАО", 2Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России (Москва).

Резюме. В статье приводится анализ мнений современных подростков о психологической службе в школе, подготовленный по материалам анонимного анкетного опроса 4 837 учащихся 7-11 классов, который был проведен Центром социологии образования ИУО РАО в Забайкальском крае, Смоленской и Тульской областях в марте-мае 2020 г. в рамках реализации программы исследования влияния демографических и социально-стратификационных факторов на девиации современного подростка. Приводятся данные об особенностях мотивов обращения к школьному психологу учащихся в зависимости от влияния демографических и социально-стратификационных факторов, их склонности к девиациям.
Ключевые слова: подросток, психолог в школе, социально-стратификационные факторы, девиации.

Я.М. Акинкина

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТАФОРИЧЕСКИХ КАРТ В ПЕРИНАТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

ФГБОУ ВО "Московский государственный психолого-педагогический университет" (Москва).

Резюме. Целью статьи является описание опыта применения модификации проективной методики метафорических карт "Метафорические карты для перинатального психолога" наравне с методикой "Опросник детско-родительского эмоционального взаимодействия". Был проведен корреляционный анализ модификации методики МАК для перинатального психолога по следующим показателям: чувствительность к ребёнку, эмоциональное принятие, поведенческие проявления эмоционального взаимодействия. В статье приводится также вариант описания модификации методики метафорических карт перинатальной тематики.
Ключевые слова: проективные методики, метафорические карты, ассоциативные карты перинатальная психология, валидность проективных методик
ОБЗОРЫ ЛИТЕРАТУРЫ, ЛЕКЦИИ, МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Е.В. Корень, Т.А. Куприянова

"ПОГРАНИЧНОЕ ЛИЧНОСТНОЕ РАССТРОЙСТВО" В ДЕТСКОМ ПСИХИАТРИЧЕСКОМ СТАЦИОНАРЕ

Московский научно-исследовательский институт психиатрии - филиал ФГБУ "Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского" (Москва)

Резюме. В статье на основе современных исследований показана возрастающая актуальность распознавания и изучения "пограничного личностного расстройства" у подростков в детском психиатрическом стационаре.
Ключевые слова: пограничное личностное расстройство, дети и подростки, психические расстройства, МКБ-11.

В.В. Грачев, Ю.С. Шевченко

ГЕНЕТИЧЕСКИЕ И ЭПИГЕНЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НЕРВНОЙ АНОРЕКСИИ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)

Кафедра детской психиатрии и психотерапии ФГБОУ ДПО РМАНПО (Москва).

Резюме. Последние десятилетия становится все более ясным, что в этиопатогенезе нервной анорексии наряду с психосоциальными влияниями значимую роль играют биологические факторы, а генетические механизмы во многом определяют как предрасположенность к этому заболеванию, так и спектр сопровождающей его коморбидной психиатрической симптоматики. С другой стороны, макросоциальные и экологические средовые факторы оцениваются в контексте эпигенетического обусловливания расстройств пищевого поведения. Целью настоящего обзора является ознакомление психиатров и психологов с данными последних генетических исследований и изложение современного генетического и эволюционно-биологического подхода к пониманию такого трудно курабельного заболевания, как нервная анорексия. В статье обсуждаются также основанные на генетических и эпигенетических концепциях новые перспективные направления лечения и профилактики нервной анорексии.
Ключевые слова: расстройства пищевого поведения, нервная анорексия, генетика, гены-кандидаты, полногеномное секвенирование, эпигенетика, нутригенетика, нутригеномика

В.М. Ганузин

БУЛЛИНГ, ДИДАКТОГЕНИЯ И СИНДРОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Ярославский государственный медицинский университет (Ярославль).

Резюме. В статье рассматриваются вопросы влияния школьной среды и педагогического процесса на психическое и физическое здоровье школьников. Дается обзор современных отечественных и зарубежных исследований по обеспечения психологической безопасности образовательно-воспитательной среды. Рассматриваются вопросы психологического школьного климата, буллинга, дидактогении, синдрома педагогического насилия и факторы, способствующие их возникновению.
Ключевые слова: здоровье школьников, буллинг, виктимизация, педагогическое насилие, дидактогения.

А.Н. Белова, Т.В. Жиляева, В.В. Борзиков, А.Н. Кузнецов

ОБЗОР ПСИХОМЕТРИЧЕСКИХ ИНСТРУМЕНТОВ ОЦЕНКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ПРИ РАССТРОЙСТВАХ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Приволжский федеральный медицинский исследовательский центр (Нижний Новгород).

Аннотация. Эмоциональная дисрегуляция (ЭДР) занимает важное место в клинической картине расстройств аутистического спектра (РАС) и лежит в основе множества проблем, характерных для лиц с аутизмом. Было продемонстрировано, что у детей с РАС выраженность ЭДР коррелирует с тяжестью аутизма и с его ключевыми проявлениями. Поэтому развитие подходов к коррекции ЭДР и развитию навыков эмоциональной регуляции относится к приоритетным задачам помощи детям и взрослым с РАС. В связи с этим представляется актуальной разработка специализированных валидных психометрических инструментов для оценки эффективности методов коррекции ЭДР при РАС. Данный обзор литературы посвящен анализу имеющихся к настоящему времени психодиагностических методик, которые могут применяться в научных исследованиях и практической работе при оценке нарушений эмоциональной регуляции при РАС у детей и подростков. В связи с тем, что большинство этих инструментов не имеет русскоязычной адаптации, их перевод на русский язык и валидизация, а также создание надежных и удобных новых инструментов измерения ЭДР имеют в России особую актуальность.
Ключевые слова: нарушения эмоциональной регуляции, расстройства аутистического спектра, психометрические инструменты, эмоциональная дисрегуляция.
ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ПЕЧАТНЫХ РАБОТ


  RUS  

Full version in PDF format  2020 (20), № 4. CONTENTS

PSYCHIATRY, PSYCHOLOGY, PSYCHOTHERAPY, SOCIAL PEDAGOGICS AND ALLIED DIRECTIONS

O.Yu. Kocherova1, E.N. Antysheva1,2, O.M. Filkina1, V.V. Chubarovsky3

DYNAMICS OF NEUROTIC LEVEL DISORDERS IN YOUNG CHILDREN IN THE FIRST YEAR OF UPBRINGING IN FOSTER FAMILIES

1Ivanovo Research Institute of Motherhood and Childhood named after V.N. Gorodkov, 2Ivanovo State Medical Academy (Ivanovo), 3National Medical Research Center for Children's Health (Moscow).

Summary. As a result of the conducted longitudinal study, it was found that the creation of favorable microsocial conditions in the foster family leads to the leveling of depressive symptoms in young foster children. However, the process of adaptation in a new family and the formation of secondary attachment to foster parents is accompanied in children by somatovegetative, emotional and behavioral disorders with anxiety, irritability, hyperdynamic syndrome, a desire for disobedience, demonstrative behavior and aggressiveness, pathological habitual actions, which determines the need to accompany the foster family with participation of a psychiatrist.
Keywords: young children, foster family, neurotic disorders.

N.V. Zvereva, E.F. Shvedovskiy

EXPERIMENTAL-PSYCHOLOGICAL APPROACH TO STUDY OF THE PROCEEDING OF THE LANGUAGE-THINKING ACTIVITY IN ADOLESCENTS WITH SCHIZOPHRENIA

Mental Health Research Center, Moscow State University of Psychology & Education (Moscow.)

Summary. Language disturbances are the most common deficits in schizophrenia. At the same time, depending on various factors, including age, the speech manifestations of the disease can have a different severity. Present article is devoted to an experimental study of expressive speech activity in adolescents with schizophrenic disorders. Sample: 53 patients diagnosed F20.xx, F21.xx, etc. (age d = 10.7-18.2); 53 controls (age d = 11-17). Several clinical-psychological tests were used (Syllabic technique, Object Design, Addressed Verbal Associations, Picture Essay). Significant differences were revealed in the following parameters: 1) standardness of answers (in expressive lanugane), 2) productivity (in written speech). The results obtained may indicate a special profile of the language and thought activity of adolescents with schizophrenia.
Keywords: schizophrenia, expressive language, written language, thinking.

I.N. Vlasenkova1, M.S. Skavronskaya1,2

THE SPECIFICS OF EMOTIONAL SPHERE OF THE DEVIANT ADOLESCENTS

1Moscow State University of Psychology and Education, 2Psychological Center "DOM" (Moscow).

Summary. The goal of this paper is to examine anxiety levels, the successfulness of the emotion recognition and the level of the defense mechanisms activation in deviant adolescents. 40 adolescents (age 14-18) were examined using following methods: SDP and "Tendency to addictive behavior" tests, State-Trait Anxiety Inventory, Life Style Index test and the emotional facial expressions recognition task (using facial stimuli from the NimStim base). The results show that addictive behavior is connected with such traits as low ability to recognize emotions and high activation of denial and projection. The results can be applied in the development of the intervention and prevention programs for adolescents.
Keywords: adolescents, deviant behavior, emotion recognition, defense mechanisms, anxiety.

O.G. Belyaeva

THE ROLE OF THE TIME PERSPECTIVE IN THE PERSONAL AND PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF ADOLESCENTS WITH MENTAL DEFICIENCY

Moscow City Pedagogical University (Moscow).

Summary. The article analyzes a features of time perspective of adolescents with intellectual disability. For the first time, adolescents with special educational needs are faced with planning their future at the stage of choosing a profession, which is emphasizes the importance of forming a temporary perspective in adolescence.The study showed that the time perspective by adolescents with mental retardation isn't formed.
Keywords: mental deficiency, personality, self-determination, the time perspective.

Ya.K. Smirnova, A.V. Makashova, A.A. Mudruk

FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF A MODEL OF MENTAL PRE-SCHOOLERS WITH HEARING IMPAIRMENT

Altai State University (Barnaul).

Summary. The article is devoted to the study of the developmental features of the mental model of preschoolers with hearing impairment after cochlear implantation. The analysis of the mental model deficit of preschoolers with hearing impairment is carried out, which is associated with the peculiarity of using the means of establishing episodes of joint attention. The child's awareness of the state of attention of an adult is considered as a critical component of joint attention, necessary for the development of a mental model. On a sample of 40 preschoolers with sensorineural hearing loss with cochlear implants and a contrast sample, standard methods for assessing the mental model were used. It has been recorded that preschoolers with hearing impairments are selectively unavailable means of detecting and interpreting the intentions of another person. In a situation of detecting intentions, children with hearing impairments have difficulty isolating social signals.
Keywords: mental model, theory of mind, social cognition, social attention, joint attention, age-related development, preschool age, atypical development, IT tracker.
PREVENTION, THERAPY, CORRECTION, REHABILITATION, MANAGEMENT OF INVESTIGATION AND TREATMENT

N.K. Kirillina

PSYCHOTHERAPY OF SELECTIVE MUTISM IN CHILDREN AND ADOLESCENTS (THERAPEUTIC ESSAY)

Institute of Harmonious Development and Adaptation (Moscow).

Summary. The article сonsiders the treatment of selective mutism in children and adolescents. The main attention is paid to psychotherapeutic approaches to treatment (non-directive play therapy, Oaklander model play therapy, cognitive behavioral therapy), as well as work with the family, the principles of interdisciplinary interaction.
Keywords: selective mutism, elective mutism, anxiety disorders, non-directive play therapy, cognitive behavioral psychotherapy.

V.V. Kolyagin1, E.P. Chernigova2

AUTISTIC SPECTRUM DISORDERS - ASPERGER SYNDROME, CANNER SYNDROME (CLINICAL CASES)

1Irkutsk State Medical Academy of Postgraduate Education, 2Irkutsk Regional Clinical Psychiatric Hospital № 1 (Irkutsk).

Summary. Clinical cases of autism spectrum disorders in adolescent patients in the children's psychiatric department are presented: Asperger syndrome; Asperger syndrome with comorbid bipolar affective disorder; Kanner syndrome with comorbid ADHD. Keywords. autism spectrum disorders, ASD, Asperger syndrome, childhood autism, Kanner syndrome, atypical autism, hypomania, mania, depression, bipolar affective disorder, BAD, attention deficit hyperactivity disorder, ADHD, cognitive-behavioral psychotherapy, CBT, psycho-education.

V.S. Sobkin,1 E.A. Kalashnikova,1 L.P. Falkovskaya2

PSYCHOLOGICAL SERVICE AT SCHOOL: THE OPINION OF A MODERN TEENAGER

1Center for sociology of education of the FSBI "IEM RAO", 2Department of state policy in the sphere of protection of children's rights of the Ministry of Education of Russia (Moscow).

Summary. The article provides an analysis of the opinions of modern teenagers about psychological service at school, prepared based on the materials of an anonymous questionnaire survey of 4,837 students in grades 7-11, which was conducted by The center for sociology of education of the IEM RAO in the TRANS-Baikal territory, Smolensk and Tula regions in March-May 2020 as part of the program to study the impact of demographic and socio-stratification factors on the deviations of a modern teenager. The article provides data on the peculiarities of the motives for contacting a school psychologist of students, depending on the influence of demographic and socio-stratification factors, their tendency to deviations.
Keywords: teenager, psychologist at school, social stratification factors, deviations.

YA.M. Akinkina

EXPERIENCE OF APPLICATION OF PROJECTIVE METHOD METAPHORICAL ASSOCIATIVE CARDS IN PERINATAL PSYCHOLOGY

Moscow State Psycho-Pedagogical University (Moscow).

Summary. The aim of this article is to give a reader a description of experience of application of projective method Metaphorical Associative Cards in Perinatal Psychology named "Associative cards for perinatal psychologist" (MAC for perinatal psychologist) with the help of an effective methodics "Questionnaire of emothional child-parental interaction". In this article we can find a correlation analyses of MAC for perinatal psychologist by taking several issues of modification of this method: sensitivity towards a child, emotional acceptance, behavioral manifestations of enotional interaction.There is also an example of description of modification of projective method of Associative Cards in Perinatal Psychology in this article.
Keywords: projective methods, associative cards, oh-cards, perinatal psychology, validity of projective methods.
LITERATURE REVIEWS, LECTIONS, METHODICAL MATHERIALS

E.V. Koren, T.A. Kupriyanova

"BORDERLINE PERSONAL DISORDER" IN THE CHILDREN'S PSYCHIATRIC HOSPITAL

Moscow Research Institute of Psychiatry - the branch of "National Medical Research Center of Psychiatry and Narcology named after V.P. Serbsky" (Moscow).

Summary. Based on current evidence this paper is focused on the increasing importance of recognition and studing of "borderline personality disorder" in inpatient adolescents
Keywords: borderline personality disorder, children and adolescents, mental disorders, ICD-11.

V.V. Grachev, Yu.S. Shevchenko

GENETIC AND EPIGENETIC ASPECTS OF NERVOUS ANOREXIA (LITERATURE REVIEW)

Russian Medical Academy of Continuous Professional Education (Moscow).

Summary. In recent decades, it has become increasingly clear that in the etiopathogenesis of anorexia nervosa, along with psychosocial influences, biological factors play a significant role, and genetic mechanisms largely determine both the predisposition to this disease and the spectrum of comorbid psychiatric symptoms accompanying it. On the other hand, macrosocial and environmental environmental factors are assessed in the context of the epigenetic causation of eating disorders. The purpose of this review is to familiarize psychiatrists and psychologists with the data of the latest genetic research and to outline a modern genetic and evolutionary biological approach to understanding such a difficult curable disease as anorexia nervosa. The article also discusses promising new directions for the treatment and prevention of anorexia nervosa based on genetic and epigenetic concepts.
Keywords: eating disorders, anorexia nervosa, genetics, gene-candidates, whole genome sequencing, epigenetics, nutrigenetics, nutrigenomics

V.M. Ganuzin

BULLING, DIDACTOGENIA AND PEDAGOGICAL VIOLENCE SYNDROME IN DOMESTIC AND FOREIGN STUDIES

Yaroslavl State Medical University (Yaroslavl).

Summary. The article examines the influence of the school environment and the pedagogical process on the mental and physical health of schoolchildren. An overview of modern domestic and foreign research on ensuring the psychological safety of the educational environment is given. The issues of psychological school climate, bullying, didactogeny, pedagogical violence syndrome and factors contributing to their occurrence are considered.
Keywords: health of schoolchildren; bullying; victimization; pedagogical violence; didactogeny.

A.N. Belova, T.V. Zhilyaeva, V.V. Borzikov, A.N. Kuznetsov

A REVIEW OF PSYCHOMETRIC INSTRUMENTS FOR ASSESSING EMOTIONAL REGULATION IN AUTISM SPECTRUM DISORDERS IN CHILDREN AND ADOLESCENTS

Volga Federal Medical Research Center (Nizhny Novgorod).

Summary. Emotional dysregulation (ED) plays an important role in theclinical manifestations of autism spectrum disorders (ASD) and underlies many of the problems common to individuals with autism. It has been demonstrated that the severity of ED correlates with the seriousnessof autism in children and its key symptoms. Therefore, the development of approaches to the correction of ED and the formation of skills of emotional regulation is one of the priority tasks in the work with children and adults with ASD. In this regard, it seems relevant to develope specialized valid psychometric instruments to assess the effectiveness of interventions for the development of emotional regulation skills in ASD. This literature review is devoted to the analysis of currently available psycho-diagnostic techniques which can be used to assess disorders of emotional regulation in children and adolescents with ASD in scientific researches and practical work. Due to the fact that most of these instruments do not have a Russian-language adaptation, translation them into Russian and validation, as well as development of reliable and convenient new instruments for assessment of ED is of particular relevance in Russia.
Keywords: emotional regulation disorders, autism spectrum disorders, psychometric instruments, emotional dysregulation
THE RULES FOR SCIENTIFIC WRITINGS