Журнал "Вопросы психического здоровья
детей и подростков"

   
  ENG  

полная версия в pdf-формате  Выпуск 2022 (22), №2. Содержание номера

ПСИХИАТРИЯ, ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОТЕРАПИЯ, СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И СМЕЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

С.Б. Бабарахимова, В.К. Абдуллаева, Ш.Р. Сулейманов, Ф.К. Шарипова

КЛИНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕПРЕССИЙ У ПОДРОСТКОВ

Ташкентский Педиатрический Медицинский Институт (Ташкент, Узбекистан).

Резюме. В данной статье рассматриваются результаты исследования, которые позволяют выявить личностные особенности подростков с депрессивными расстройствами и своевременно оказывать медико-психологическую и психокоррекционную помощь родителям и детям, прогнозировать развитие депрессивной патологии на самых ранних этапах ее формирования. В профилактике подростковых депрессивных состояний важная роль принадлежит воспитательному значению семьи и семейных взаимоотношений в формировании гармонично развитой личности.
Ключевые слова: семья; подростки; личностные особенности; эмоциональные расстройства; депрессия.

Л.С. Эверт,1,3 Н.Ю. Гришкевич,2 Ю.Р. Костюченко,1 С.А. Бахшиева2

КОМОРБИДНОСТЬ РЕЦИДИВИРУЮЩИХ ЦЕФАЛГИЙ С ДИСТРЕССОМ И ТРЕВОЖНО-КОМПУЛЬСИВНЫМИ РАССТРОЙСТВАМИ У ПОДРОСТКОВ

1Федеральный исследовательский центр "Красноярский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук", НИИ медицинских проблем Севера - обособленное подразделение ФИЦ КНЦ СО РАН, 2ФГБОУ ВО "Красноярский государственный университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого" (Красноярск), 3Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, Медико-психолого-социальный институт (Абакан).

Резюме. Рецидивирующая цефалгия - наиболее часто встречающееся в подростковой популяции функциональное соматическое расстройство, влияющее на качество жизни подростка, его психоэмоциональный статус, повышает риск развития социальной дизадаптации. Взаимосвязь рецидивирующих цефалгий (РЦ) с психическим здоровьем подростков - важная проблема современной педиатрии. В статье приведены результаты исследования особенностей психопатологических характеристик (уровня дистресса и тревожно-компульсивных расстройств) у 266 подростков г. Абакана (Республика Хакасия) 12-17 лет с рецидивирующими цефалгиями. Установлено, что частые цефалгии ассоциированы с большей выраженностью компульсивных расстройств, фобической тревожности и уровня дистресса.
Ключевые слова: подростки, цефалгии, тревожность, навязчивости, дистресс

С.В. Бизюкевич

КОМБИНАЦИЯ ФАКТОРОВ, АССОЦИИРОВАННЫХ С РИСКОМ РАЗВИТИЯ РАССТРОЙСТВ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Гродненский государственный медицинский университет, (Гродно, Республика Беларусь).

Резюме. В детской психиатрии остро стоит задача выявления значимых факторов, способствующих развитию расстройств аутистического спектра (РАС). В статье приведены результаты исследования полиморфизмов генов фолатного цикла и особенностей протекания пре-, перинатального периодов у 187 детей 2-10 лет с РАС и психически здоровых. Установлена комбинация факторов, ассоциированная с риском развития РАС: генетические - генотипы AG, G/G полиморфизма A66G гена MTRR, генотип T/T полиморфизма C677T гена MTHFR; пре-, перинатальные - угроза прерывания беременности и внутриутробная гипоксия.
Ключевые слова: полиморфизм генов фолатного цикла, пре-, перинатальные факторы, расстройства аутистического спектра.

Д.В. Федулова

ГЕНДЕРНЫЕ ОТЛИЧИЯ В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИКАХ ДЕТЕЙ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ

ФГАОУ ВО "УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина", ГАУ СО "Спортивно-адаптивная школа паралимпийского и сурдолимпийского резерва" (Екатеринбург).

Резюме. В статье рассмотрены результаты проведения диагностики детей в возрасте 12-13 лет с легкой степенью умственной отсталости по тестам Г.Ю. Айзенка и М. Люшера на предмет выявления типов темперамента, психического состояния и внутренних процессов, взаимосвязанных с характеристикой работы нервной системы. Проведено сопоставление по гендерным отличиям, выявлена взаимосвязь показателей.
Ключевые слова: умственная отсталость, темперамент, тест Айзенка, тест Люшера, гендерные отличия.

И.Ю. Маргошина

СУБЪЕКТИВНАЯ ОЦЕНКА НЕГАТИВНОГО РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ В СИСТЕМЕ ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК И ОТНОШЕНИЙ К РЕБЕНКУ МАТЕРЕЙ

Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы (Санкт-Петербург).

Резюме. В статье представлена проблема отношения к ребенку со стороны матери. Отмечена важность влияния матери на психическое здоровье ребенка через призму отношений к ребенку. Показано влияние субъективной оценки негативного родительского отношения в детстве на личностные характеристики и отношения к ребенку у матерей. Выявлены проблемные аспекты в системе личностных особенностей и отношений к ребенку у матерей, которые оценивали отношение к себе родителей как негативное.
Ключевые слова: отношение к ребенку, субъективный опыт негативных отношений со стороны родителей в детстве, личностные характеристики.

А.Г. Кощавцев, С.В. Гречаный

ИНФАТИЦИДНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ У ЖЕНЩИН С ДЕПРЕССИЯМИ, СВЯЗАННЫМИ С РЕПРОДУКТИВНЫМ ЦИКЛОМ

Санкт-Петербургский педиатрический медицинский университет (Санкт-Петербург).

Резюме. Обследованы 93 матери с депрессивным синдромом родильниц ("blues") и 27 женщин с депрессией, начавшейся на 1-7 месяце жизни ребенка. Послеродовая депрессия является рекуррентной депрессией с маскированными инфантициыдными тенденциями. Синдром "blues" является депрессивной реакцией, связанной с репродуктивным циклом женщины и дискоординацией материнско-детских отношений.
Ключевые слова: послеродовая депрессия, PPD, депрессивный синдром родильниц, "блюз", инфантицидные тенденции.
ПРОФИЛАКТИКА, ТЕРАПИЯ, КОРРЕКЦИЯ, РЕАБИЛИТАЦИЯ, ОРГАНИЗАЦИЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ И ПОМОЩИ

М.Ю. Городнова

ПСИХОТЕРАПИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ КАК АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОВ АДАПТИВНОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ

ФГБОУ ВО "Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова" (Санкт-Петербург).

Резюме. В статье предложено рассмотрение психотерапии как гуманистической антропологической практики, фокусом воздействия которой является система саморегуляции ребенка или подростка. Выделены уровни саморегуляции и обозначены точки психотерапевтического воздействия с учетом возрастного развития. Предложены основные векторы психотерапии детей и подростков. Обозначена важность взаимоотношений между терапевтом и идентифицированным пациентом. Подчеркнута необходимость философского обоснования гуманистической практики и философского образования психотерапевта.
Ключевые слова: психотерапия, антропологическая практика, саморегуляция, философия, дети, подростки.

Н.А. Савельева,1 А.Б. Пальчик,2 Т.П. Калашникова1

ОСОБЕННОСТИ РАННЕГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА С СИНДРОМОМ ПРАДЕРА-ВИЛЛИ И ЭПИЛЕПСИЕЙ

1ФГБОУ ВО ПГМУ им. академика Е.А. Вагнера (Пермь), 2ФГБОУ ВО СПбГПМУ (Санкт-Петербург).

Резюме. Уникальность клинического наблюдения у пациентки с генетически верифицированным синдромом Прадера-Вилли (PWS) обусловлена сочетанием основного заболевания с дисгенезией мозолистого тела, формированием генетической фокальной эпилепсии с фокальными приступами с эволюцией в билатеральные тонико-клонические. Впервые в России использована методика видеозаписи генерализованных движений (general movements - GMs), имеющая высокую прогностическую ценность. Продемонстрирована эффективность сочетания в схеме лечения своевременного парентерального введения соматотропного гормона пациентки с методиками раннего вмешательства.
Ключевые слова: синдром Прадера-Вилли, генерализованные движения, электроэнцефалография, эпилепсия, ранний возраст, соматотропный гормон.

Ю.С. Шевченко, В.В. Грачев

ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ "ЗАПОЙНЫХ" ВАРИАНТОВ РАССТРОЙСТВ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ (КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ОЧЕРК)

Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования (Москва).

Резюме. В статье представлен взгляд на патопсихологические механизмы формирования таких форм нервной анорексии и нервной булимии, которые, возникая по естественным психологическим механизмам в контексте подростковой инициации, в дальнейшем трансформируются в патологическое поведение с качеством зависимости, аналогичным таковому при алкоголизме и социальных аддикциях.
Ключевые слова: нервная анорексия, нервная булимия, инициация, потребность, мотив, цель, условия, зависимость.
ОБЗОРЫ ЛИТЕРАТУРЫ, ЛЕКЦИИ, МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

С.В. Давидовский,1 С.А. Игумнов,2 К.С.Козлов2

НЕСУИЦИДАЛЬНЫЕ САМОПОВРЕЖДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ: СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ

1ГУО "Белорусская медицинская академия последипломного образования" (Минск, Респубдлика Беларусь), 2ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского" (Москва).

Резюме. Несуицидальное самоповреждающее поведение (англ.: self-injurious thoughts and behaviors, или non-suicidal self-injury (NSSI)) определяется как повторяющееся, преднамеренное, прямое повреждение тела без суицидальных намерений, которое не является социально приемлемым. В настоящее время наряду с психопатологическими и психосоциальными факторами, рассматриваемыми в рамках интегративной теоретической модели развития и поддержки, выявлено несколько факторов биологического риска, обусловливающих суицидальное и самоповреждающее поведение (далее - СП): изменения в ключевых нейротрансмиттерных системах (серотонинергическая, полиаминовая стрессовая реакция, глутаматергическая и ГАМКергическая системы), астроглиалаяой дисфункцяи, фактоу нейрональной пластичности, что подтверждает необходимость выделять из общего количества подростков и лиц молодого возраста, склонных к самоповреждающим формам поведения, когорты лиц, мотивированных к совершению жизнеопасных суицидальных действий. В настоящее время несуицидальное СП включено в раздел 3 DSM-V (Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, Fifth Edition) и отнесено к состояниям, рекомендованным для дальнейшего изучения.
Ключевые слова: суицидальное и СП, суицидальные намерения, международная классификация болезней, DSM-V, нейротрансмиттерные системы, подростки.

В.М. Ганузин

СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ОСОБЕННОСТИ ПСИХОТРАВМИРУЮЩИХ ФАКТОРОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ: БУЛЛИНГ, ВИКТИМИЗАЦИЯ, ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ, ДИДАКТОГЕНИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ ПРОФИЛАКТИКИ (ОБЗОР)

Ярославский государственный медицинский университет (Ярославль).

Резюме. В статье обсуждаются вопросы влияния школьной среды и педагогического процесса на психическое и физическое здоровье участников образовательного процесса. Дается обзор современных отечественных и зарубежных исследований по психологической опасности школьного климата, педагогического насилия, дидактогении, постдидактического стресса, буллинга, виктимизации и факторов, способствующих их возникновению. Автором рассматриваются меры и способы преодоления буллинга в школе.
Ключевые слова: школьный климат, буллинг, виктимизация, педагогическое насилие, постдидактический стресс.

А.В. Коткова, О.В. Баландина, Ж.В.Альбицкая, У.А. Насонова, О.М. Силантьева

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ РЕЧЕВЫХ РАССТРОЙСТВ У ДЕТЕЙ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)

ФГБОУ ВО "Приволжский исследовательский медицинский университет" (Нижний Новгород).

Аннотация. В результате проведенного анализа источников литературы составлен обзор современного состояния знаний о методах диагностики расстройств речи у детей. Описаны основные стратегии, применяемые для раннего выявления заболевания. Представлено современное состояние проблемы расстройств речи у детей в свете недостаточности теоретических знаний о механизмах описанных расстройств. В обзоре отражена значимость и дефицит объективных методов диагностики. Научные литературные данные, приведенные в данном обзоре, показали необходимость дальнейшего изучения и создание универсальной методики диагностики для русскоязычных детей.
Ключевые слова: расстройства речи, дети, дисфазия развития, недоразвитие речи, расстройство рецептивной речи, расстройство экспрессивной речи, скрининг.

Г.В. Козловская, М.А. Калинина

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ЛЕЧЕНИЮ ПСИХИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В МИКРОПСИХИАТРИИ

ФГБНУ НЦПЗ (Москва).

Резюме. В статье обобщен опыт использования медикаментозных средств при лечении психических расстройств, начиная с раннего возраста. Контингент нуждающихся в лечении составили дети с психическими расстройствами различного уровня - от невротических реакций до форпост-симптомов больших психозов. Спектр фармакологических препаратов, используемых в раннем возрасте, составили адаптогены, ноотропные препараты, антидепрессанты, нейролептики. Рекомендован тщательный подбор дозировок препаратов с учетом возраста и возможных побочных реакций.
Ключевые слова: ранний детский возраста, микропсихиатрия, группа высокого риска по шизофрении, терапия.
ОФИЦИАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ, РЕЦЕНЗИИ, ИНФОРМАЦИЯ

НАТАЛИЯ АЛЕКСАНДРОВНА МАЗАЕВА. НЕКРОЛОГ

НАТАЛЬЯ ВАЛЕНТИНОВНА СИМАШКОВА. НЕКРОЛОГ

ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ПЕЧАТНЫХ РАБОТ


  RUS  

Full version in PDF format  2022 (22), № 2. CONTENTS

PSYCHIATRY, PSYCHOLOGY, PSYCHOTHERAPY, SOCIAL PEDAGOGICS AND ALLIED DIRECTIONS

S.B. Babarakhimova, V.K. Abdullaeva, Sh.R. Suleymanov, F.K. Sharipova

CLINICAL FEATURES OF DEPRESSION IN ADOLESCENTS

Tashkent Pediatric Medical Institute (Tashkent).

Summary. The article presents the results of the study, which allow identifying risk groups for depressive disorders among this group of patients, taking into account types of family relationship, and timely providing medical, psychological and psycho-correctional assistance to parents and children, predicting depressive disorders at the earliest stages of its formation. In the prevention of depressive disorders, an important role belongs to the educational value of the family in the formation of a harmoniously developed personality.
Keywords: family; adolescent; personal characteristic; emotional disorders; depressive disorders.

L.S. Evert,1,3 N.Yu. Grishkevich,2 Yu.R. Kostyuchenko,1 S.A. Bakhshieva2

COMORBIDITY OF RECURRENT CEPHALGIA WITH DISTRESS AND ANXIETY-COMPULSIVE DISORDERS IN ADOLESCENTS

1Federal Research Center "Krasnoyarsk Scientific Center Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences", Research Institute of Medical problems of the North - a separate subdivision of the FRC KSC SB RAS, 2Krasnoyarsk State University prof. V.F. Voyno-Yasenetsky (Krasnoyarsk), 3Khakass State University N.F. Katanova, Medical-Psychological-Social Institute (Abakan).

Summary. Recurrent cephalalgia is the most common functional somatic disorder in the adolescent population that affects the quality of life of an adolescent, his psycho-emotional status, and increases the risk of developing social maladaptation. The relationship of recurrent cephalgia (RC) with the mental health of adolescents is an important problem in modern pediatrics. The article presents the results of a study of the features of psychopathological characteristics (level of distress and anxiety-compulsive disorders) in 266 adolescents in the city of Abakan (Republic of Khakassia) 12-17 years old with recurrent cephalalgia. It has been established that frequent cephalalgias are associated with a greater severity of compulsive disorders, phobic anxiety and distress levels.
Keywords: adolescents, cephalgia, anxiety, obsessions, distress.

S.V. Biziukevich

COMBINATION OF FACTORS ASSOCIATED WITH THE RISK OF DEVELOPING AUTISM SPECTRUM DISORDERS

Grodno State Medical University (Grodno, Republic of Belarus).

Summary. In child psychiatry, the task of identifying significant factors contributing to the development of autism spectrum disorders (ASD) is acute. The article presents the results of a study of polymorphisms of folate cycle genes and the peculiarities of the pre- and perinatal periods in 187 children 2-10 years old with ASD and mentally healthy. A combination of factors associated with the risk of developing ASD was established: genetic - AG genotypes, G/G polymorphism A66G of the MTRR gene, genotype T/T polymorphism C677T of the MTHFR gene; pre-, perinatal - the threat of termination of pregnancy and intrauterine hypoxia.
Keywords: folate cycle gene polymorphism, pre-, perinatal factors, autism spectrum disorders.

D.V. Fedulova

GENDER DIFFERENCES IN PSYCHOLOGICAL AND BEHAVIORAL CHARACTERISTICS OF CHILDREN WITH A MILD DEGREE OF MENTAL DEFECT

FGAOU VO "UrFU named after B.N. Yeltsin", GAU SO "Sports-adaptive school of the Paralympic and Deaflympics reserve" (Yekaterinburg).

Summary. The article discusses the results of the diagnosis of children aged 12-13 years with a mild degree of mental retardation according to the Eysenck and Luscher tests to identify types of temperament, mental state and internal processes associated with the characteristics of the nervous system. A comparison of gender differences was made, the relationship of indicators was revealed.
Keywords: mental retardation, temperament, Eysenck test, Luscher test, gender differences.

I.Yu. Margoshina

SUBJECTIVE ASSESSMENT OF NEGATIVE PARENTAL ATTITUDE IN THE SYSTEM OF PERSONAL CHARACTERISTICS AND ATTITUDES TOWARDS THE CHILD IN MOTHERS

St. Petersburg State Institute of Psychology and Social Work (St. Petersburg).

Summary. The article presents the problem of the mother's attitude to the child. The importance of the mother's influence on the child's mental health through the prism of the relationship to the child is noted. The article presents the impact of a subjective assessment of negative parental attitudes in childhood on the personal characteristics and attitudes towards the child of mothers. The problematic aspects in the system of personal characteristics and attitudes to the child of mothers who assessed the attitude of their parents as negative were revealed.
Keywords: attitude to the child, subjective experience of negative relationships on the part of parents in childhood, personal characteristics.

A.G. Koshchavtcev, S.V. Grechany

INFATICIDAL TRENDS IN WOMEN WITH POSTPARTUM DEPRESSION

Saint-Petersburg Pediatric Medical University (Saint-Petersburg).

Summary. Surveyed 93 mothers with blues syndrome and 27 women with PPD. Postpartum depression is a particular depressive state with infanticidal tendencies. The blues syndrome is a depressive reaction associated with the reproductive cycle of a woman and a violation of the mother-child relationship.
Keywords: postpartum depression, PPD, blues, infanticidal tendencies.
PREVENTION, THERAPY, CORRECTION, REHABILITATION, MANAGEMENT OF INVESTIGATION AND TREATMENT

M.Yu. Gorodnova

PSYCHOTHERAPY OF CHILDREN AND ADOLESCENTS AS AN ANTHROPOLOGICAL PRACTICE OF RESTORING ADAPTIVE SELF-REGULATION PROCESSES

North-Western State Medical University named after I.I. Mechnikov (Saint Petersburg).

Summary. The article suggests the consideration of psychotherapy as a humanistic anthropological practice, the focus of which is the system of self-regulation of a child or teenager. The levels of self-regulation are highlighted and the points of psychotherapeutic influence are indicated, taking into account age development. The main vectors of psychotherapy of children and adolescents are proposed. The importance of the relationship between the therapist and the identified patient is indicated. The necessity of philosophical substantiation of humanistic practice and philosophical education of a psychotherapist is emphasized.
Keywords: psychotherapy, anthropological practice, self-regulation, philosophy, children, adolescents.

N.A. Savelyeva,1 A.B. Palchik,2 T.P. Kalashnikova1

FEATURES OF THE EARLY DEVELOPMENT OF A CHILD WITH PRADER-WILLI SYNDROME AND EPILEPSY

1Perm State Medical University named after E. A. Wagner (Perm), 2St. Petersburg State Pediatric Medical University (Saint-Petersburg).

Summary. The uniqueness of the clinical observation in a patient with genetically verified Prader-Willi syndrome (PWS) is due to the combination of the underlying disease with corpus callosum dysgenesis, the formation of genetic focal epilepsy, with focal seizures with evolution to bilateral tonic-clonic. For the first time in Russia, the method of video recording of generalized movements (GMs) was used, which has a high prognostic value. The effectiveness of combining the timely introduction of parenteral somatotropic hormone into the patient's treatment regimen with early intervention techniques has been demonstrated.
Keywords: Prader-Willi syndrome, generalized movements, electroencephalography, epilepsy, early age, growth hormone.

Yu.S. Shevchenko, V.V. Grachev

PATHOPSYCHOLOGICAL MECHANISMS OF FORMATION OF "BINGE" VARIANTS OF EATING DISORDERS (CLINICAL-PSYCOLOGICAL ESSAY)

Russian Medical Academy of Continuing Professional Education (Moscow).

Summary. The article presents the author's view on the pathopsychological mechanisms of the formation of such forms of anorexia nervosa and bulimia nervosa, which arise by natural psychological mechanisms in the context of adolescent initiation, are further transformed into pathological behavior with a quality of dependence similar to that of alcoholism and social addictions.
Keywords: anorexia nervosa, bulimia nervosa, initiation, need, motive, goal, conditions, addiction.
LITERATURE REVIEWS, LECTIONS, METHODICAL MATHERIALS

S.V. Davidouski,1 S.A. Igumnov,2 K.S. Kozlov2

NON-SUICIDAL SELF-HARM IN ADOLESCENTS: MODERN CONCEPTS

1Belarusian State Medical Academy for Postgraduate Education (Minsk, Republic Belarus), 2National Medical Research Center for Psychiatry and Addiction named after V.P. Serbsky (Moscow).

Summary. Non-suicidal self-harming behavior (English: self-injurious thoughts and behaviors or non-suicidal self-injury (NSSI)) it is defined as repeated, intentional, direct damage to the body without suicidal intentions, which is not socially acceptable. Currently, along with psychopathological and psychosocial factors considered within the framework of an integrative theoretical model of development and support, several biological risk factors have been identified that cause suicidal and self-injurious behavior: changes in key neurotransmitter systems (serotonergic, polyamine stress response, glutamatergic and GABAergic systems); astroglial dysfunction; neuronal plasticity factor, which confirms the need to distinguish from the total number of adolescents and young people prone to self-harming behaviors, cohorts of persons motivated to commit life-threatening suicidal actions. Currently, non-suicidal self-harming behavior is included in section 3 of the DSM-V (Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, Fifth Edition) and is classified as a condition recommended for further study.
Keywords: suicidal and self-harming behavior, suicidal intentions, international classification of diseases, DSM-V, neurotransmitter systems, adolescents.

V.M. Ganuzin

A MODERN VIEW ON THE FEATURES OF PSYCHO-TRAUMATIC FACTORS IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT: BULLYING, VICTIMIZATION, PEDAGOGICAL VIOLENCE, DIDACTOGENY AND THE POSSIBILITIES OF THEIR PREVENTION (REVIEW)

Yaroslavl State Medical University (Yaroslavl).

Summary. The article discusses the impact of the school environment and pedagogical process on the mental and physical health of participants in the educational process. An overview of modern domestic and foreign research on the psychological dangers of school climate, pedagogical violence, didactogeny, postdidactic stress, bullying, victimization, and factors contributing to their occurrence is given. The author considers measures and ways to overcome bullying in school.
Keywords: school climate, bullying, victimization, pedagogical violence, post-didactic stress.

A.V. Kotkova, O.V. Balandina, Zh.V. Albitskaya, U.A. Nasonova, O.M. Silantieva

METHODS OF DIAGNOSIS OF SPEECH DISORDERS IN CHILDREN (LITERATURE REVIEW)

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Privolzhsky Research Medical University" (Nizhny Novgorod).

Summary. As a result of the analysis of literature sources, a review of the current state of knowledge about the methods of diagnosing speech disorders in children was conducted. The main strategies used for early detection of the disease are described. The current state of the problem of speech disorders in children is presented in the light of the lack of theoretical knowledge about the mechanisms of the described disorders. The review reflects the importance and lack of objective diagnostic methods. The scientific literature data presented in this review showed the need for further study and the creation of a universal diagnostic methodology for Russian-speaking children.
Keywords: speech disorders, children, developmental dysphasia, speech underdevelopment, receptive speech disorder, expressive speech disorder, screening.

G.V. Kozlovskaya, M.A. Kalinina

NEW APPROACHES TO THE TREATMENT OF MENTAL DISORDERS IN YOUNG CHILDREN IN MICROPSYCHIATRY

FSBSI MHRC (Moscow).

Summary. The article summarizes the experience of using medications in the treatment of mental disorders, starting from an early age. The contingent in need of treatment consisted of children with mental disorders of various levels from neurotic reactions to outpost symptoms of major psychoses. The range of pharmacological drugs used at an early age included adaptogens, nootropic drugs, antidepressants, antipsychotics. Careful selection of dosages of drugs is recommended, taking into account age and possible adverse reactions.
Keywords: early childhood, micropsychiatry, high-risk group for schizophrenia, therapy.
THE RULES FOR SCIENTIFIC WRITINGS